Философские естественнонаучные и историко педагогические основы дошкольной педагогики

Составляет методический фундамент дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – это отрасль педагогики, которая занимается изучением закономерностей воспитания, обучения и развития детей с 2-х лет и до поступления в школу.

Философские, естественнонаучные и историко-педагогические основы дошкольной педагогики

В качестве теоретических основ дошкольной педагогики выступают данные естественных наук, философии, истории педагогической мысли, теории детской психологии и дошкольного образования.

Философские теории дошкольной педагогики – это научные основы, на которые опирается организация и осуществление педагогического процесса, включающие в себя общие принципы философской диалектики.

Готовые работы на аналогичную тему

Под принципами научно-философской диалектики понимают общие законы о развитии материи, непрерывность ее движения и развития, перехода из одного качественного состояния в другое. В соответствии с философскими взглядами всякая материя развивается поступательно, системно и индивидуально. Под индивидуальностью понимается наличие единства и борьбы противоречий, как основной движущей силы развития, которая проявляется в каждом конкретном случае специфично. На особенность противоречий оказывает влияние социальные факторы, которые в каждом конкретном случае индивидуальны.

Естественнонаучными основами дошкольной педагогики являются учения И.П. Павлова и И.М. Сеченова о высшей нервной деятельности (ВНД). Данные учения раскрывают особенности психической деятельности ребенка дошкольного возраста, ее влияние на формирование и развитие личности.

Исследования о ВНД установили, что процесс воспитания, обучения и развития ребенка целесообразнее начинать с самого его рождения. Период дошкольного детства является сензитивным, способствующим формированию устойчивых условных рефлексов, усвоению основы знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего успешного развития личности.

Историко-педагогические основы – это концепции, которые относятся к истокам становления педагогики как науки. Фундаментом историко-педагогических основ дошкольной педагогики выступают труды философов, отечественных педагогов и психологов, гуманистические идеи о воспитании и развитии детей от рождения и до школы.

Психологические основы дошкольной педагогики

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

  • Культурно-историческая теория – рассматривает вопросы психики и поведения, опирается на теорию Л.С. Выготского о возрастной периодизации, зоне ближайшего развития, сензитивном периоде и развивающем обучении. Л.С. Выготский считал, что в основе образовательного процесса должна быть заложена культура, которую постепенно и последовательно усваивает ребенок, тем самым осуществляется его развитие.
  • Деятельностная теория А.Н. Леонтьева – рассматривает деятельность ребенка, как одно из основных условий его успешного психического развития. Основное положение данной теории состоит в том, что психика (сознание) ребенка развивается в процессе разнообразной деятельности, вне деятельности ее развитие невозможно.
  • Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также труды Л.А. Венгера и Н.Н. Подъякова об особенностях интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста. В соответствии с данной теорией было установлено, что первые два вида мышления из трех развиваются именно в период дошкольного детства. Открытие, совершенное Н.Н. Подъяковым является фундаментальным. Данное открытие состоит в том, что наглядно-образное мышление у детей возникает в первый год жизни и оказывает влияние на последующее развитие наглядно-действенного мышления. Это знание позволило значительно усовершенствовать процесс развития детей дошкольного возраста.
  • Теория, разработанная А.В. Запорожцем об «амплификации» дошкольного детства. Данная теория описывает значимость полноценного проживания дошкольного периода и пагубное влияние на стремление его «сокращения».
  • Теория периодизации психического развитии ребенка дошкольного возраста и психология детской игры, предложенная Д.Б. Элькониным.
  • Концепция социокультурного феномена дошкольного периода, разработанная В.Т. Кудрявцевым.

Особенности теоретических основ дошкольной педагогики

Теоретические основы дошкольной педагогики, имеют свои особенности, связанные со временем их создания и разработки. Так, теории, созданные ранее и в настоящее время, имеют расхождения во взглядах на взаимосвязь между воспитанием и развитием ребенка дошкольного возраста. Данное расхождение взглядов остается дискуссионным на протяжении достаточно длительного времени.

Ряд авторов считают, что роль воспитания является ведущей. Другие же напротив не признают значимости влияния воспитания на развитие ребенка. Третья сторона признает значимость воспитания в развитии ребенка, но в тоже время считают, что оно не является решающим фактором.

Разные исследователи и авторы по-разному смотрят на факторы развития личности ребенка. Кто-то считает, что ведущая роль принадлежит наследственности, кто-то считает, что большое значение имеет социальная среда и воспитание.

В основе теории о биологическом направлении развития ребенка дошкольного возраста заложены взгляды английского философа-позитивиста и психолога Спенсера, который рассматривал воспитание как процесс не заложенный генетически. В соответствии с данными взглядами, воспитание не может оказывать должного влияния на развитие личности ребенка, так как оно чуждо его биологической природе.

Современная отечественная дошкольная педагогика решает проблему развития личности ребенка дошкольного возраста через признание ведущим фактором воспитание, которое осуществляется в полном соответствии с закономерностями физического, нервно-психического и социального развития личности ребенка. Недооценка любого фактора приводит к ошибкам воспитания, снижает возможности развития личности, и в конечном итоге сказывается на судьбах людей, поколений и человечества.

Источник

Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены на данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах ДП можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественно-научный и историко-педагогический.

1) Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики – науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

2). Естественно-научные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и проведенные их учениками и последователями – В.М. Бехтеревым, Н.Е. Введенским, А.А. Ухтомским. П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др., исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно-рефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в т.ч. воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, т.к. одна из закономерностей развития условно-рефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о трех единствах – диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития, являются физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОО.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип – основа формирования умений, навыков, привычек поведения, его формированием объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественно-научной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются методические рекомендации методов и средств обучения.

3) Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

— культурно-историческая теория развития поведения и психики человека Л.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятие о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

— учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

— теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

— теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца (теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.

Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этом возрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть ее самому. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у вашего ребенка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности);

— психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

— концепция В.т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства (ценность детства, по мнению В.Т. Кудрявцева заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства) и др.

4) Историко-педагогические основы отечественной дошкольной педагогики имеют древние корни. Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох и стран стали истоками развития дошкольной педагогики как науки. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период, мысли о защите прав детей на детство, индивидуальное развитие, уважение личности, необходимости развития потенциала каждого дошкольника легли в основу современной теории дошкольного образования.

Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребѐнка.

Задание для слушателей: оформите таблицу по теме занятия (концепции детства, теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника, теории развития личности, теории воспитания).

Педагогическая теория – система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений, структурными элементами которой являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации.

Педагогическая концепция – это система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике выделяют следующие концепции детства:

Концепция Д. Б. Эльконина. Природа детства рассматривается в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека.

Детство рассматривается как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей, овладения человеческой культурой.

Роль взрослого – оказание помощи ребенку в овладении родным языком, практическими действиями, культурой.

Концепция Д. И. Фельдштейна. Детство – особое явление социального мира. Функционально детство – необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества.

Содержательно детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире, собственная самоорганизация в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах и взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

Сущностно детство – особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

Концепция Ш. А. Амонашвили

Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым индивидуальным сочетанием возможностей и способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти, создать условия доброжелательности и заботы, и тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям радость.

«Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».

Концепция В. Т. Кудрявцева.

Детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства во взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Выделяются две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок – культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, который поддерживает и обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Читайте также:  Ремонт старых деревянных домов во Владимире и Владимирской области

Концепция детства В. В. Зеньковского.

Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности.

Теории соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника.

ПЕРВАЯ ТЕОРИЯ рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс.

Представители: А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное – спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли. Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности.

ВТОРАЯ ТЕОРИЯ базируется на взаимосвязи развития и обучения.

Представители: Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская и др. Развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически тождественны друг другу.

Согласно ТРЕТЬЕЙ ТЕОРИИ, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л. С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть средство развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей.

Данные идеи конкретизированы в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и др На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов.

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки», «Развитие», «Детство», «Из детства – в отрочество», «Школа 2100».

Приоритетом деятельности дошкольной ступени становится развитие воображения и творческих способностей детей посредством игры, конструирования, чтения сказок, самостоятельного сочинительства, символического замещения, моделирования, экспериментирования (А. А. Агаева, О. М. Дьяченко, А. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. Н. Поддьяков и др.).

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация (искусственное ускорение развития) зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А.В. Запорожец), когда развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.

Оптимальным вариантом А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная и конструктивная деятельность, детский труд и др.). Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. При этом знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства.

Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В.Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика – педагогикой развития.

Теории развития личности.

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ (Ж. Пиаже). Выдвигают на первый план воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы. В нравственном воспитании учитывается «автономность морали» ребенка, его неумение встать на точку зрения взрослого (эгоцентризм).

(3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.). Рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. Поднимается вопрос о гендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми).

ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ (Дж. Боулби, М. Эйнсворт). Центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми, прежде всего, с матерью. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

(Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.) Рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер). Предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию. Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира» и др.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). Предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей.

В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

В 1920-х — начале 1930-х гг. ведущей была концепция Н.К. Крупской. Основные направления концепции: воспитание идейной направленности; коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

В этот период появляются первые программные документы – Проект программы детского сада (1932 г.) и Программа и внутренний распорядок детского сада (1934). В конце 1930-х гг. в концепцию вводится требование патриотического и интернационального воспитания.

1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей, в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни Программу воспитания и обучения детей в детском саду (1962 г.). В дальнейшем эта программа переиздавалась и уточнялась вплоть до 1989 г. Все программы были направлены на подчинение одной идеальной цели – воспитанию всесторонне развитой гармоничной личности – и были едиными и обязательными для всей системы дошкольного воспитания.

В 1989 г. появляется новая концепция личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду. Ведущая идея – развитие индивидуальности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма.

Важным событием в этот период было принятие народами мира Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение, получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и т. д.

В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство» (СПб., 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М., 1994), «Истоки» (М., 1997) и др.

В настоящее время широко распространена педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт, 2003). Целостное развитие ребенка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает компоненты «Я-концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности («Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности.

Традиционный подход включает физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др.

Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который находится в стадии научного осмысления (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, С.М. Зырянова, B.C. Безрукова и др.). B.C. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:

— как принцип (основоположение) современного состояния педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции достигаются более высокие результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;

— как процесс непосредственного установления связей между объектами и создания новой целостной системы (например, сочетание в одном занятии разных видов искусств), объединение форм и методов познавательной деятельности (наблюдение + рассказ + экспериментирование + модель);

— как результат (форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом), – интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).

В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).

Источник

Тема 3. Методологические основы дошкольной педагогики

Понятие методологии. Уровни методологических знаний. Философские основания дошкольной педагогики. Гуманизм как социально-ценностное мировоззрение и как идейная философская основа дошкольной педагогики. Ориентация на личность ребенка – ключевая социально-педагогическая установка. Понятие о детстве как полноценной жизни маленького человека. Гуманизация воспитания и образования как социально-педагогический принцип и как главное направление дошкольной педагогики.

Педагогическая антропология как методологическое основание дошкольной педагогики на общенаучном и частно-научном уровнях. Ведущие идеи педагогической антропологии: целостность, единство духовной и биологической природы человека, его субъектность, взаимосвязь индивидуального и социального.

Ребенок как субъект деятельности, общения, развития и саморазвития. Источники, факторы и условия развития личности дошкольника как субъекта. Наследственность и воспитание. Роль среды в развитии ребенка среда и воспитание. Социальная ситуация развития личности. Роль воспитания в развитии личности ребенка. Амплификация в развитии личности в процессе воспитания и обучения. Соотношение воспитания и обучения и созревания в процессе развития. Роль деятельности в развитии личности дошкольника. Активность личности как фактор ее развития. Роль общения в развитии личности дошкольника.

Возрастное развитие и сензитивность. Воспитание и возраст: учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация его развития, ориентация на зону его ближайшего развития, повышение уровня сложности в общении и с взрослым.

Индивидуальность ребенка и воспитание: учет свойств индивидуальности и развитие ее творческих способностей.

Культурологический, полисубъектный, аксиологический, средовой, синергетический, этнопедагогический, компетентностный подходы в дошкольной педагогике. Системный и комплексный подходы в дошкольной педагогике. Системная природа процессов воспитания, обучения ребенка-дошкольника. Закономерность целостного развития личности ребенка как основа комплексного подхода в педагогическом процессе.

Современные концепции воспитания и развития ребенка: «Концепция дошкольного воспитания» (1989), Концепция дошкольного образования (авт. Слободчиков, проект).

Современные отечественные и зарубежные теории воспитания и развития ребенка (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддяъков, М. Монтессори, Р. Штайнер, М. Лангнфельд, Х. Мах, С. Байер – Климпфингер, Г. Гетцер и др.).

Тема 4. Ребенок дошкольного возраста как объект изучения

Понятие педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Методы педагогического исследования.

Связь теории и практики дошкольного воспитания. Актуальные проблемы педагогических исследований в современной дошкольной педагогике.

Раздел 2. Социальные институты воспитания дошкольника

Тема 5. Семья как первый институт воспитания человека

Понятие семьи. Семья как социокультурная среда развития ребенка. Функции семьи. Забота о детях, их воспитании – важнейшая функция семьи ее право и обязанность.

Роль семьи в воспитании ребенка. Зарубежные и отечественные педагоги о семейном воспитании: Я.М. Коменский, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский и др.

Читайте также:  Чем грозят трещины в фундаменте и как их заделать

Психологические механизмы влияния семьи на развитие личности. Социально-психологические условия воспитания ребенка в семье. Дошкольник как член семейного коллектива. Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи. Роль авторитета родителей. Семейные традиции. Задачи семейного воспитания, направления воспитания ребенка дошкольного возраста в семье (обеспечение, физического, психического и интеллектуального здоровья ребенка, обогащение его духовного мира, этическое и эстетическое развитие и воспитание, развитие потребностей и интересов, формирование начал гражданственности и положительного отношения к труду, развитие основ коммуникативной культуры).

Типы семейного воспитания. Типичные трудности и недостатки семейного воспитания, пути их преодоления. Проблемы семейного воспитания.

Необходимость укрепления семьи и традиций семейного воспитания, охраны материнства и детства, усиления ответственности семьи за воспитание детей на современном этапе развития общества и образования.

Сотрудничество семьи с другими институтами воспитания как условие достижения, положительных результатов развития личности ребенка. Единство целей и задач общественного и семейного воспитания, актуальные проблемы, направления, современные модели сотрудничества ДОУ и семьи. Задачи, содержание, методы и формы сотрудничества семьи и дошкольных учреждений в воспитании детей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейное воспитание, родительский авторитет, сотрудничество.

Источник



Дошкольная педагогика как наука

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

Пасхальная выставка!Пасхальная выставка! 1 мая по 6 мая 2013 года в МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Томска проводился областной Пасхальный фестиваль. Мои ребята.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Источник

Что является фундаментом педагогики? Критерии, функции и задачи педагогики

Фундаментом педагогики является философия. А именно та ее часть, которая занимается проблемами воспитания. Эти науки не просто имеют друг к другу отношению – они взаимосвязаны. Сейчас именно о данной теме речь и пойдет. Также в ее рамках будет рассказано про критерии, функции и задачи педагогики.

Истоки

Перед тем как перейти к обсуждению обозначенной темы, необходимо вкратце рассказать о том, с чего вообще началось зарождение преподавательства.

Основоположником педагогики является чешский гуманист, общественный деятель, писатель и епископ Чешскобратской церкви – Ян Амос Коменский.

Он усиленно занимался идеями дидактики и пансофии (обучение всех всему). Интересно, что Ян признавал только три источника познания – веру, разум и чувства. И в развитии познания различал лишь три ступени – практическую, эмпирическую и научную. Ученый полагал, что всеобщее образование и формирование новой школы поможет в дальнейшем воспитывать детей в духе гуманизма.

Ян Амос Коменский считал, что педагогика должна стоять на фундаменте дисциплины. Ученый уверял – процесс обучения даст результаты лишь в случае наличия классно-урочной организации и специальных пособий (учебников), проверки знаний и запрета на пропуск занятий.

Также он придавал огромное значение систематичности, природосообразности, последовательности, наглядности, посильности и сознательности. Кроме этого, Ян Коменский считал неотделимыми понятия обучения и воспитания.

Но наибольшую существенность ученый придавал таким явлениям, как естественность и порядок. Отсюда и ключевые требования к преподавательству: обучение надо начинать как можно раньше, а предлагаемый материал обязан соответствовать возрасту воспитанников.

Ян Амос был убежден: педагогика должна стоять на фундаменте глобальности. Поскольку он считал, что человеческий разум способен охватить все – для этого лишь нужно соблюдать последовательное, постепенное продвижение вперед. Следовать надо от знакомого к незнакомому, от близкого к далекому, от целого к частному. Целью педагогики Коменский считал приведение учеников к усвоению целой системы знаний, а не каких-то отрывочных сведений.

Категории

Этой теме нужно уделить внимание прежде, чем рассказать о том, что составляет методологический фундамент педагогики (дошкольной, общешкольной или высшей). Вообще, принято выделять следующие категории:

  • Образование. Является не только процессом, но еще и результатом усвоения человеком знаний и опыта. Цель образования – внести позитивные изменения в образ мышления и поведения учеников.
  • Обучение. Так называется процесс, направленный на формирование и последующее развитие знаний, навыков, а также умений. Здесь обязательно учитываются требования современной деятельности и жизни.
  • Воспитание. Многозначное понятие, которое чаще рассматривают как общественное понятие, своеобразный вид деятельности, направленный на взращивание в человеке тех качеств, которые он сможет успешно реализовать в обществе.
  • Педагогическая деятельность. Это тоже один из критериев. Как можно догадаться, так называется вид профессиональной деятельности, которая направлена на реализацию целей, стоящих перед образованием. Он включает в себя несколько аспектов. Три, если быть точнее – коммуникативный, организационный и конструктивный.
  • Педагогический процесс. Под этим понятием подразумевается взаимодействие преподавателя и ученика. Целью процесса является передача учителем своего опыта и знаний воспитаннику. Именно по его ходу реализуются цели образования. То, насколько этот процесс эффективен, определяется качеством возникающей обратной связи.
  • Педагогическое взаимодействие. Это не только ключевое понятие педагогики, но еще и научный принцип, который составляет основу воспитания. У опытных, талантливых преподавателей есть особое чутье и такт – за счет этих качеств они умело управляют взаимоотношениями с учениками, совершенствуясь по мере усложнения их интеллектуальных и духовных потребностей.
  • Педагогические технологии. Данным понятием определяется совокупность методов и средств воспроизведения процессов воспитания и обучения, которые обоснованы теоретически, но и на практике применяются (ради достижения образовательных целей, разумеется).
  • Педагогическая задача. Это последняя категория. Под данным термином воспринимается некая ситуация, которая соотнесена с целью педагогической деятельности и условиями ее дальнейшей реализации.
Читайте также:  Фундамент для забора виды и марки бетона глубина столбчатого и сборного

Взаимосвязь с философией

Фундаментом педагогики является именно эта наука. Она дала основу для развития основных преподавательских концепций:

  • Неопрагматизм. Сущность этой концепции заключается в самоутверждении личности.
  • Прагматизм. Это философско-педагогическое направление выступает за достижение воспитательных целей на практике, а также за сближение воспитания с жизнью.
  • Бихевиоризм. В контексте данной концепции поведение человека рассматривается как управляемый процесс.
  • Неопозитивизм. Его цель – осмысление комплекса явлений, которые спровоцировала научно-техническая революция. В дальнейшем это используется для формирования рационального мышления.
  • Неотомизм. Согласно этому учению, основой воспитания должно являться духовное начало.
  • Экзистенциализм. Данное направление признает личность наивысшей ценностью в этом мире.

Также стоит отметить вниманием методологическую функцию философии, именуемую еще направляющей. Она проявляется в разработке системы общих способов и ключевых принципов научного познания. А без этого самой педагогики бы не существовало.

Теософия

Под этим понятием подразумевается мистическое богопознание и созерцание Всевышнего, в свете которого и открывается таинственное знание всех вещей.

Есть мнение, что фундаментом педагогики является теософия. В этом есть определенная доля истины. Ведь данная наука действительно считается основой каждой школы религиозного направления.

Корни теософской гуманистической парадигме очень глубоко заложены в народной педагогике, и считается, что она правильно формирует у детей и подростков представления о добродетельном поведении.

В данном контексте особое внимание уделяется воздействию веры в сверхъестественное непосредственно на душевное состояние, внутренний мир человека. И это актуально для решения проблем, касающихся духовно-нравственного воспитания.

Не только поэтому принято рассматривать теософию как фундамент педагогики. Здесь все намного более глобально. Ведь издавна люди живут в мире под знаком присутствия божества. Религия ассоциируется с понятием добросовестности, благочестивости, миролюбия. Потому что в этом заключается потребность каждого человека – в обретении ощущения душевного комфорта.

Да и вся история свидетельствует о том, что людское стремление к религии естественно, а потому неискоренимо. А потому теософия составляет методологический фундамент педагогики – дошкольной, общей и высшей. Даже предмет «религиоведение» встречается во многих школах и вузах.

История

Рассказывая о том, что является фундаментом педагогики, необходимо обратить внимание и на исторический аспект. Это очень важно. Ведь история педагогики является ключевой дисциплиной преподавательского цикла, а также учебным предметом, включенным в программу профессионального образования.

Именно эта наука, являющаяся целой отдельной отраслью, составляет развитие практики и теории образования, воспитания и обучения в разные исторические эпохи. Современность, разумеется, также включена в контекст исторического развития педагогики.

И опять-таки, тут имеется непосредственная связь с философией. Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что понять настоящее и разглядеть будущее невозможно без знания прошлого.

А русский историк педагогики М. И. Демков писал, что лишь изучая многовековую жизнь народов, можно более полно понять, а в дальнейшем и оценить значение современной теории воспитания, методики и дидактики, а также ее роль.

Было бы разумно утверждать, что фундаментом педагогики является ее постоянное изучение. Это проявляется в следующем:

  • Рассмотрение закономерности воспитания как общественного и общечеловеческого явления. Изучение его зависимости от потребностей людей, которые постоянно меняются.
  • Раскрытие связи между целями, содержанием и организацией воспитания с уровнем экономического развития общества, культуры и науки. Разумеется, все это с учетом определенной исторической эпохи.
  • Выявление гуманистически и рационально ориентированных преподавательских средств, разработанных прогрессивными педагогами прошлых поколений.
  • Раскрытие пути развития преподавания, как науки.
  • Обобщение всего положительного, что было успешно накоплено педагогикой в предыдущие эпохи.

И конечно, нельзя забывать о взаимосвязи этой отрасти с другими науками. Ведь ее содержание включает не только педагогические, но еще и обществоведческие знания. Психология, культура, социология, частные методики – все это имеет к ней отношение.

Осознание данного факта дает возможность рассматривать педагогические явления в непосредственной связи с историей общества, не забывая об их специфике и избегая плоского к ним подхода.

Психология

Выше уже было сказано о том, что педагогика должна стоять на фундаменте науки философии. Но в рамках этой темы нельзя обойти стороной вопрос, касающийся того, какое имеет эта отрасль отношение к психологии. Он, надо сказать, довольно-таки противоречивый.

Считается, что педагогика находится у этой науки в «подчинении». Еще в XVIII веке утвердилось мнение, согласно которому задачи в сфере преподавательства не решаются вне и без психологии.

А некоторые известные специалисты, как М. Г. Ярошевский, например, и вовсе уверяли, что весь процесс обучения строится лишь на принципах данной науки. И. Ф. Гербарт, например, считал педагогику «прикладной психологией».

Еще более радикальные высказывания встречаются в трудах К. Д. Ушинского. Русский писатель говорил, что именно психология дает педагогу верность взгляда и силу, помогающую ему свободно давать детям какое-либо направление в обучении, согласно с его убеждениями.

Сейчас на все это можно взглянуть иначе. Раньше считалось, что педагогика должна стоять на фундаменте науки психологии потому, что предметом ее деятельности воспринимали детей, учеников, поведение которых регулируется психикой. Якобы преподаватель, не зная ее особенностей, не мог управлять процессом обучения. Из-за отсутствия в то время теории деятельности и понятий объективного и социального явления, педагогика просто не могла выявить свой собственный специфический предмет. А потому «опорой» была психология.

Как обстоит ситуация в наше время? До сих пор утверждение о том, что фундаментом педагогики является психология, имеет место. Более того, оно распространено в массовом сознании. Однако истина в другом. Предмет педагогики – это не ребенок, а воспитание и обучение. А потому оказывается он в сфере социальных образований, а не психики.

Какой из этого следует вывод? Что педагогика – социальная наука. И ее эксперименты имеют либо теоретический, либо организационный характер. Конечно, и у психологии имеется социальное происхождение, вот только суть в том, что каждая наука имеет свои границы, определенные конкретным предметом. В сфере преподавательства это обучение и воспитание. А субъектом педагогики является человек, занимающийся этой деятельностью. То есть преподаватель.

Возрастная педагогика

Отрасли, которые имеют к ней отношение, занимают особое место в системе наук о воспитании. И данной теме нельзя не уделить внимание, рассказывая о фундаменте педагогики.

Это важнейший раздел знаний. И он имеет непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Возрастная педагогика изучает все тонкости и закономерности воспитания, а также обучения детей в соответствии с теми особенностями, которые обусловлены их возрастным развитием. Выделяют такие отрасли:

  • Дошкольная педагогика. Ее цель заключается в изучении особенностей проектирования образования детей до их поступления в школу. Особое внимание уделяется разработке принципов для дальнейшего их применения в частных, государственных и негосударственных учреждениях. Принимается во внимание также условия семей (обычные, многодетные, неполные и т. д.).
  • Педагогика школы. Это самая богатая и наиболее развитая отрасль. Ее фундамент – совокупность образовательных моделей, существовавших в разных государствах, цивилизациях, формациях, а также все известные идеологии.
  • Педагогика высшей школы. Она относится не только к возрастной, но и к отраслевой. Поскольку высшая школа является образовательным учреждением самого высокого ранга. Ведь она занимается подготовкой профессионалов, и является последней ступенью в обучении. Такое образование дает возможность развиваться не только профессионально, но еще и личностно, духовно. Тут играет роль привитие студентам этики, эстетики, культуры и т. д.

Также стоит отметить, что, кроме этих трех основных отраслей, есть еще педагогика профессионально-техническая и средне-специальная. Однако они не так развиты, некоторые специалисты даже считают, что они находятся пока на этапе становления.

Методологический фундамент дошкольной педагогики

На нем следует заострить внимание. Сразу стоит отметить, что методологические основы дошкольной педагогики являются тем, что отражает современный уровень философии образования.

Одним из ключевых подходов является аксиологический. Он определяет совокупность приобретенных ценностей в саморазвитии, воспитании и образовании.

Как данный подход применим к совсем маленьким детям? Его принципы заключаются в привитии дошкольникам ценностей культуры, здоровья, познания, труда, игры и радости общения. Они являются непреходящими, безусловными.

Второй ключевой подход – культурологический. Этот методологический фундамент дошкольной педагогики был разработан Адольфом Дистервегом, а в дальнейшем его развил К.Д. Ушинский.

Подразумевается обязательный учет условия времени и места, где родился и растет ребенок. Также принимается во внимание его ближайшее окружение, историческое прошлое страны, региона и города, а еще основные ценностные ориентации народа. Именно диалог культур является основой приобщения детей к обычаям, традициям, нормам, а также правилам общения.

Поскольку педагогика является наукой о воспитании и обучении человека, то подходы, которым следует преподаватель (неважно, какой возрастной группой он занимается), определяю его позицию и отношение к личности каждого ученика, а также понимание своей собственной роли в вопросе обучения и воспитания.

Функции педагогики

Ранее было рассказано о том, что является фундаментом педагогики. Философия, теософия и психология также рассмотрены в этом контексте. В чем же заключаются функции данной науки? Их множество, и ключевые следует выделить в следующий перечень:

  • Познавательная. Заключается в изучении опыта и различных практик.
  • Диагностическая. Направлена на изучение причин тех или иных процессов и явлений, свойственных процессу обучения и воспитания.
  • Научно-содержательная. Подразумевает овладение теорией, а также объяснение педагогических явлений.
  • Прогностическая. Прослеживается в экстраполяции идей на иные явления, а также на перспективы их дальнейшего развития.
  • Преобразовательная. Заключается во внедрении достижений передового опыта непосредственно в практическую деятельность.
  • Интегрирующая. Эта функция может проявляться как внутри предмета, так и между дисциплинами.
  • Культурологическая. Она проявляется в формировании педагогической культуры.
  • Организационно-методическая. Данная функция отражает следующий принцип: методика преподавания педагогики является ориентиром для дальнейшего перестроения в лучшую сторону концепций, в соответствии с которыми осуществляется обучение другим дисциплинам.
  • Проективно-конструктивная. Она подразумевает разработку методик, которые определяют дальнейшую преподавательскую деятельность.

Педагогика, реализуя перечисленные функции, также решает задачу изучения личностных качеств воспитанников и студентов, а также их способности совершенствоваться. Но целей у данной сферы, разумеется, намного больше. Однако об этом можно рассказать в отдельности.

Задачи педагогики

Они также многочисленны. Выше было рассказано о том, что является функциями педагогики. Задачи тоже можно определить в длинный перечень:

  • Изучение и дальнейшее обобщение опыта деятельности и полученной практики.
  • Разработка социальных и педагогических целей, философско-методологических проблем, а также технологий и закономерностей развития, воспитания, обучения и образования.
  • Прогнозирование педагогических и социально-экономических аспектов сотрудничества с людьми.
  • Определение перспектив разностороннего развития личности в процессе преподавания.
  • Обоснование средств и путей индивидуализации и дифференциации преподавательского труда на основе единства таких понятий, как развитие, воспитание и обучение.
  • Разработка методов педагогических исследований, а также методологических проблем непосредственно.
  • Подготовка детей к социально-полезной деятельности.
  • Изучение эффективности различных способов оптимизации и активизации преподавательского процесса, укрепления и сохранение здоровья его непосредственных участников.
  • Нахождение наиболее оптимальных путей развития духовной культуры, научного мировоззрения и гражданской зрелости.
  • Разработка основы профессионального и общего образования, а также его содержания, новых учебных программ, тематических планов, пособий, материалов, средств и форм обучения и т. д.
  • Выстраивание системы, способной обеспечить непрерывное образование на каждой ступени жизни человека.
  • Разработка проблем, касающихся обоснования условий, необходимых для улучшения эффективности самосовершенствования.
  • Изучение направлений подготовки и повышения квалификации, являющихся инновационными или перспективными.
  • Обобщение и дальнейшее распространение опыта педагогов.
  • Постоянное изучение педагогики, определение самого ценного и поучительного, внедрение лучшего опыта в практику.

Список внушительный. И это далеко не все, что является задачами педагогики. Однако решение всех их подчиняется общей цели – улучшить качество образования и воспитать достойных членов прогрессивного общества.

Источник

Related Post

Какие расчеты нужны при монтаже свайКакие расчеты нужны при монтаже свай

Утепление свайного фундамента В ряде случаев свайные фундаменты имеют преимущество перед столбчатыми, ленточными и плитными. Особенно актуально это при значительной глубине промерзания грунтов, в условиях заболоченной местности, в зонах с

Как залить фундамент под готовый домКак залить фундамент под готовый дом

Копаем фундамент своими руками Копаем фундаменты самостоятельно: основные особенности работы Если вы решили самостоятельно вырыть фундамент под дом, запомните и соблюдайте следующие важные требования: Схема правильного выкапывания фундамента. все работы

Этапы монтажа свайного фундамента с ростверкомЭтапы монтажа свайного фундамента с ростверком

Свайный фундамент с ростверком: чертежи, заливка своими руками По причине дороговизны и сложности в установке на уклонах и появился новый тип фундамента – свайно-ростверковый. Его особенность в том, что это

Adblock
detector