ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО В КАПЕРНАУМЕ

ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО В КАПЕРНАУМЕ

После исцеления прокаженного в Галилее и после путешествия в Иерусалим, Христос опять пришел в Капернаум; «и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово». Среди слушателей, – как свидетельствует Евангелист Лука, – «сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных».

Повидимому, в это время Христос исцелил многих недужных, как Он делал это обыкновенно при стечении народа, но здесь синоптики подробно описывают чудо исцеления лишь одного расслабленного, которого внесли в дом через разобранную крышу и положили на пол пред Иисусом.

Об этом событии, Евангелисты рассказывают так: «. пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный». «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

Здесь, прежде всего, надо отметить, что Христос совершает чудо прощения грехов расслабленному по вере «их», т.е. по вере четырех принесших больного. Это есть могущественная «соборная вера», о которой впоследствии Господь сказал: «Если двое или трое согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного» ( Мф. 18:19 ).

Самого больного Христос ободряет и милует властным словом: «дерзай, чадо!» (т. е. сын, дитя): – будь смелым в своей вере и надежде, не бойся ни необычайности условий, в которых ты оказался, ни этой толпы людей, которая тебя окружает; ты грешен, но твои грехи прощаются тебе по вере тех, кто тебя жалеет и любит, и по твоей собственной вере!

Услышав слово Христа о прощении грехов, фарисеи и законоучители заволновались и начали шептаться между собою, говоря сами в себе: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» – Эти люди не способны были ощутить в сердце своем присутствие среди них Самого Бога, а их религиозная догматика не допускала прощения грехов человеком – человеку. Они не знали – хотя и могли бы знать, как «законоучители» – и того, что всякая болезнь есть следствие греха.

Узнав духом Своим мысли своих противников, Христос сказал им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших?» И тут же установил перед ними истину о неразрывной связи греха и болезни: «Что легче?» – спросил Он фарисеев, – «сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи?» или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи?»

Такими словами, Христос как бы провел знак равенства между этими двумя понятиями, т.е. что если бы не было греха – не было бы и болезней. Грехопадение есть общая причина болезней и страданий человечества. Но власть над силами греха в руках Сына Человеческого. А Он присутствует здесь, в доме, и это Он прощает и исцеляет!

И тогда Христос ясно объявил Своим противникам: «Но (надо) чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». И обратись к расслабленному, сказал ему: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой»

И чудо совершилось: расслабленный встал и вышел пред всеми, «так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали». А по Матфею: «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».

Для этого народа Иисус был здесь «человеком», облеченным властью от Бога. Для народа, как видно, в этом чуде открывалась не вся истина о Христе, как Сыне Божием, но только одна сторона этой истины. Тайна Бого-Сыновства оставалась непостижимой.

Источник



Евангелие об исцелении расслабленного

Неделя вторая Великого поста

мы слышали евангельское зачало о чудотворном действии великого и могущественного присутствия Христова. Нафанаил, усомнившийся в словах апостола Филиппа, что явился в мир долгожданный Мессия в лице Иисуса из Назарета, – тот самый Нафанаил, как только оказался в присутствии Самого Господа, тут же признал и исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. А сегодняшний отрывок из Евангелия говорит о величайшем старании и трудах истинно верующих людей, приложенных ими, дабы оказаться в присутствии Господа Иисуса Христа.

Четверо несли расслабленного, своего сродника или друга, несли его на постели – в таком отчаянном положении он находился, не имея возможности двигаться. Они тщетно проталкивались сквозь многолюдную толпу, чтобы приблизиться ко Господу, – им это не удалось. И тогда они поднялись на кровлю дома, раскрыли ее и через кровлю, с трудом и усилиями, спустили постель, на которой лежал болящий, к ногам Чудотворца и Исцелителя. Столь сильна была вера их во Христа.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Господь не слышал исповедания их веры, но Он видел веру их. Прозорливость Его проникала до самых тайных глубин сердца человеческого, и, рассматривая сии глубины сердечные, Господь видел великую веру их. Но и Своими телесными очами Он увидел и познал веру их, по тем стараниям и труду, которые они приложили, дабы принести болящего к Нему. Итак, вера их была очевидна и для духовного, и для телесного зрения Господа.

Точно так же очевидно для Господа было и неверие книжников, кои присутствовали при этом событии и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Видя их помышления сердечные духом Своим, Господь начинает мягко укорять Их в сем: для чего так помышляете в сердцах ваших? Прозорливый Господь с равною легкостью читает и в чистых, и в нечистых сердцах. Как сразу узрел Он чистое сердце Нафанаилово, в котором не было лукавства, так ныне Он сразу ясно узрел и нечистые сердца книжников, исполненные лукавства. И, да покажет им, что Он имеет власть и над телами, как и над душами человеческими, власть и грехи прощать, и расслабленные тела врачевать, Господь сказал расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. В ответ на такое властное повеление болящий тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видели.

Посмотрите, сколько чудесных сил являет Господь одновременно:

Он проникает взором Своим в сердца людей и открывает веру одних и лукавство других;

Он прощает душе грехи и делает ее здоровой и чистой от первопричины болезни и немощи;

Он возвращает здоровье расслабленному, парализованному телу с помощью Своего могущественного слова.

О, как велико, и страшно, и чудно, и целительно присутствие Господа живаго!

Но нужно прийти и встать пред живаго Господа. Это – главнейшее на стезе спасения: прийти с верою в присутствие Господа и ощутить присутствие сие. Иногда Сам Господь приходит и открывает нам Свое благодатное присутствие, как пришел Он в Вифанию к Марфе и Марии; как неожиданно явился Он на дороге апостолу Павлу; или другим апостолам – на море Галилейском, и на пути в Эммаус, и в затворенной комнате; или Марии Магдалине – в саду; или многим святым – во сне и наяву. Иногда же люди приходят пред Господа, будучи приведены апостолами. Так Андрей привел Симона Петра, Филипп – Нафанаила; так преемники апостолов и миссионеры привели ко Господу тысячи и миллионы верующих; и так вообще одни верующие приводят других верующих. Наконец, иногда люди сами прилагают огромные усилия, да окажутся в присутствии Божием, как было с этими четверыми, поднявшимися на кровлю дома, чтобы спустить своего больного пред Господа. Вот три способа, как люди могут почувствовать себя в присутствии Божием. Наше дело – старательно трудиться, да приидем в присутствие Господа; а дело Божие – допустить нас в Свое присутствие и озарить нас им. Потому мы должны использовать в обратном порядке все три способа. То есть, мы должны с верою и ревностно делать все, от нас зависящее, чтобы прийти в присутствие Господне; далее, мы должны следовать призыву и наставлениям Святой Апостольской Церкви и отцов и учителей Церкви; и, наконец, только после исполнения первого и второго условия, молитвенно с надеждою ожидать, да допустит нас Господь к Себе, да озарит нас Своим присутствием, да укрепит, да исцелит и да спасет.

А каков должен быть наш труд по открытию присутствия Божия, лучше всего показывает нам пример этих четырех человек, которые не гнушаются и тем, чтобы залезть на крышу дома; и не смущаются никаким стыдом или страхом, спуская своего больного товарища с высоты в присутствие живаго Господа. Сие есть пример ревности, если не больший, то, по крайней мере, схожий с примером той вдовы, коя непрестанно докучала неправедному судье просьбой защитить ее от соперника ее (Лк.18:1-5). Это и значит исполнить заповедь Господню, что должно всегда молиться и не унывать (Лк.18:1). Это является доказательством истинности и другой заповеди Господней: стучите, и отворят вам (Мф.7:7). Это, наконец, и объяснение удивительного изречения Христова: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). Итак, Господь требует от верных Своих, чтобы они приложили все возможные усилия, вложили весь труд, чтобы они делали, доколе есть свет, чтобы молились непрестанно, просили, искали, стучали, постились, творили бесчисленные дела милосердия, – и все сие с тою целью, да отверзнется им Царство Небесное, то есть великое, страшное и животворящее присутствие Божие. Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк.21:36). Неусыпно бодрствуйте над сердцем своим, дабы оно не прилепилось к земле; бодрствуйте над помыслами своими, дабы они не удалили вас от Бога; бодрствуйте над делами своими дабы умножить талант свой, а не умалить и не расточить его; бодрствуйте над днями своими, дабы смерть не застала вас врасплох и не похитила непокаявшимися, во грехах ваших. Такова наша вера православная: насквозь деятельная, насквозь молитвенная и бодренная, слезная и сопряженная с усилиями. Ни одна другая вера не предлагает верующим приложить столько усилий, чтобы удостоиться стать пред Сына Божия. Все эти усилия предложил всему миру и заповедал верным Сам Господь наш и Спаситель; Церковь же непрестанно освежает их, повторяя из века в век, из поколения в поколение, являя верным все большее и большее число духовных витязей, исполнивших закон Христов и сподобившихся славы и силы неизглаголанной и на небе, и на земле.

Читайте также:  Купить мансардные окна во Владимире Центр кровельных и фасадных систем

Но, с другой стороны, не нужно обольщаться и мнить, что все эти труды и усилия человека сами по себе приносят спасение. Не следует воображать, будто человек может прийти в присутствие Бога живаго единственно своими трудами и усилиями. Если бы Господь не восхотел, никто из смертных никогда не смог бы стать пред лице Его. Ибо Сам Господь, и заповедавший все сии труды и усилия, в другом месте глаголет: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10). И еще, в ином месте: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет Его Отец, пославший Меня (Ин.6:44). И еще, в ином месте: без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5). Апостол Павел в Послании к Ефесянам в том же смысле говорит: благодатью вы спасены (Еф.2:5). Что же скажем после этого? Скажем ли, что все труды наши по спасению напрасны? Не опустить ли нам руки в ожидании, пока Господь не явится нам Сам и Своею силой не поставит нас в Свое присутствие? Не вопиет ли и сам пророк Исаия: и вся праведность наша – как запачканная одежда (Ис.64:6)? Так не отказаться ли нам от всех трудов и всех усилий? Но разве не уподобимся мы тогда рабу, закопавшему в землю свой талант и потому услышавшему от господина: лукавый раб и ленивый (Мф.25:26)? Мы должны быть трезвенны и трудиться, исполняя заповеди Господни, кои ясны как солнце. Мы должны вложить весь свой труд, а в Божией власти – благословить наш труд и допустить нас в Свое присутствие. Дивно растолковал это апостол Павел, сказавший: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1Кор.3:6-7). Итак, все зависит от Бога – от Божией силы, мудрости и милости. Но все-таки наше дело – сажать и поливать; и мы не можем пренебречь нашим долгом, не подвергая себя опасности вечной погибели.

Обязанность земледельца – пахать и поливать, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, взойдет ли посев, возрастет ли и принесет ли плод.

Обязанность ученого – исследовать и искать, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, откроется ли ему знание.

Обязанность родителей – растить своих детей и воспитывать их в страхе Божием, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, будут ли дети жить и как долго.

Обязанность священника – верующих учить, просвещать, обличать и исправлять, а от Божией силы, мудрости и милости зависит, принесет ли труд священника плоды.

Обязанность всех нас – усердствовать и трудиться дабы удостоиться стать в присутствие Сына Божия, но от Божией силы, мудрости и милости зависит, будем ли мы допущены ко Господу.

Однако не следует трудиться без упования на милость Божию. Весь наш труд да будет озарен надеждою, что Господь близ нас есть и что Он приимет нас в присутствие лица Своего. Нет более глубокого и неисчерпаемого источника, нежели источник милости Божией. Когда блудный сын покаялся после своего плачевного падения до уровня свинской жизни, милосердный отец выбежал ему навстречу, пал ему на шею и простил его. Господь неустанно выходит в сретение Своим покаявшимся чадам. Он простирает руки Свои ко всем, обратившим лица свои к Нему. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, – глаголет Господь об иудеях (Ис.65:2). А если Господь простирает руки Свои и к непокорным, то кольми паче к покорным? Покорный пророк Давид говорит: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс.15:8). Итак, покорных тружеников в деле своего спасения Господь не лишает присутствия Своего.

Потому не будем считать свой труд напрасным, как делают впавшие в безбожие и отчаяние; но, стараясь и трудясь изо всех сил, будем надеяться на милость Господа Бога. Намеренно усугубим наши труды во время Великого поста, как и повелевает нам Святая Церковь. Пусть в том сияет нам пример сих четверых, поднявшихся на кровлю дома, и раскрывших ее, и спустивших пятого – своего расслабленного друга – пред Господа. Если одна пятая нашей души расслаблена или сгнила от болезни, поскорее поспешим с прочими, здравыми, четырьмя пятыми пред Господа, и Господь исцелит то, что в нас болеет. Если одно чувство соблазнило нас в мире сем и от соблазна заболело, поспешим с прочими четырьмя чувствами пред Господа, дабы Господь смиловался над нашим заболевшим чувством и сотворил его здравым. Если одна часть тела болит, врачи советуют вдвойне заботиться об остальном теле, вдвойне беречь и питать его, чтобы здоровое стало еще здоровее и сильнее и таким образом одолело болезнь больного. Так и с нашей душою. Если мы усомнились умом, то быстро потрудимся сердцем и душою умножить веру свою и заболевший ум с помощью Божией вылечить и укрепить. Если мы согрешили оставлением молитвы, то поспешим делами милосердия возвратить потерянную молитвенность, и наоборот.

И Господь наш призрит на веру нашу, на наши старания и труды и помилует нас. И по Своей бесконечной милости Он допустит нас в присутствие Свое, в присутствие бессмертное и животворящее, подающее жизнь, крепость и радость неисчислимым ангельским силам и воинствам святых. Господу и Спасу нашему Иисусу Христу подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

выпущенного издательством Сретенского монастыря.

Источник

Расслабленный человек: 2 истории о чуде Христа

Расслабленный человек — особый персонаж Нового Завета, ибо на его примере всякий человек, страдающий недугом, получает надежду на исцеление. Воистину, нет предела для Божественных чудес. Главное — это не относиться к этой истории как к сказке об исполнении желаний, а сделать на её основе правильные выводы.

Расслабленный человек из Библии — это паралитик

Для начала немного о том, что же расслаблено у такого больного, почему он так называется. «Расслабленные» — это устаревшее название людей, болеющих параличом.

Это заболевание мозга (как головного, так и спинного).

«Библейская энциклопедия» сообщает:

«болезнь, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волею и пораженною частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения мускулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими. Означенная болезнь до настоящего времени распространена на Востоке. Члены тела остаются неподвижно в том самом положении, в каком застиг их внезапный припадок, и страдания бывают иногда так сильны что вскоре после припадка наступает смерть»

Из того, что сообщает археология о тогдашней медицине, ясно, что надежд на выздоровление во времена Христа у такого больного не было.

Исцеление расслабленного в Капернауме. Чтобы доставить больного к Христу, люди разобрали крышу и спустили паралитика на верёвках (гравюра на дереве, A.Gaber)

Исцеление расслабленного в Капернауме. Чтобы доставить больного к Христу, люди разобрали крышу и спустили паралитика на верёвках (гравюра на дереве, A.Gaber). Фото: iiif.wellcomecollection.org

Однако есть функциональные параличи, которые представляют собой психическое заболевание. Они проявляются только на публике, для демонстрации, вроде того, как заика страдает своим недугом лишь при наличии аудитории. При отсутствии зрителей, симптомы таких параличей могут полностью исчезать.

К какой категории относился расслабленный в Библии, сказать нельзя.

Есть ещё и другие значения слова «расслабленный», скажем, уставший до упадка сил, или женщина, которая расслаблена после массажа, но это уже вне рамок статьи.

Первая история — исцеление расслабленного в Капернауме

Первая история с расслабленным произошла в Капернауме. Это город в Галилее. Его основали во II веке. В VII пришли захватчики с Востока, и сегодня в этом месте уже много столетий народ не кишит. Зато периодически работают археологи, есть дом апостола Петра, монастырь, церковь и различные исторические достопримечательности.

Три синоптических Евангелия рассказывают схожую историю:

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали»

Но это не единственный расслабленный, о котором рассказывает Новый Завет.

Второго расслабленного Иисус исцелил при Овчей купели

Вторая история про расслабленного известна из Евангелия от Иоанна (5:1–15):

«Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».

Именно эту историю подразумевают, когда говорят про расслабленного, хотя она приводится в Евангелиях один раз, а не три. Её стоит разобрать подробнее далее.

Читайте также:  Выживаем в одиночку в The Forest

Джованни Баттиста Тьеполо «Исцеление расслабленного при Овчей купели», наверху ангел — тот самый, который совершал ежегодные исцеления

Джованни Баттиста Тьеполо «Исцеление расслабленного при Овчей купели», наверху ангел — тот самый, который совершал ежегодные исцеления

Расслабленный — это человек огромной выдержки и веры

Богословы делают акцент на том, какой потрясающей выдержкой обладал расслабленный. Ведь он не два и не три дня провёл в купели в ожидании чуда!

Библия сообщает, что 38 лет несчастный ждал чуда, пока не явился Спаситель!

Но его проблема состояла даже не столько в немощи, сколько в отсутствии у окружающих сострадания.

Так рассуждает Протоиерей Александр (Шаргунов):

«Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? — этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Одна из купален, в которой могло происходить исцеление

Одна из купален, в которой могло происходить исцеление. Фото: icocnews.ru

Болезнь и прощение грехов могут быть тесно связаны

Ещё один важный момент — зависимость болезни от грехов.

Так бывает не всегда и не везде, но подобные ситуации встречаются. Доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф делится своими соображениями на эту тему:

«Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. От того, как мы живем, как соблюдаем евангельские заповеди и общечеловеческие нормы, зависит наше состояние. Если мы пренебрегаем заповедями Христа о духовном совершенстве, то обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Грех, будучи нарушением воли Божией, разрушает взаимосвязь души и тела, расстраивает их единство и делает нас расслабленными — расслабленными прежде всего духовно».

По православию, душа тоже может болеть, это состояние называется греховностью.

И далее Андрей Музольф объясняет, почему Христос сказал: «Прощаются тебе твои грехи»:

«Таким образом, физическая болезнь присутствует в мире как отображение болезни духовной. Следовательно, подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Именно поэтому Христос, прежде чем исцелить человека от физической болезни, говорит ему: “Прощаются тебе грехи твои!” Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия».

Важно понять мысль: не исцеление недуга зависит от праведной жизни, а его полное здоровье. То есть человек, даже если с ним в физическом плане всё хорошо, никогда не сможет быть здоров, пока у него есть проблемы в духовной сфере.

Только гармонично развитое живое существо полностью здорово.

Руины купели найдены, но плохо изучены

Ту самую купель обнаружили доминиканцы. Однако они имели недостаточно археологического опыта, так что раскопки совершали со множеством ошибок.

По традиции считают, что Овчея купель — это руины у Ворот святого Стефана в северо-восточном углу Иерусалимской стены.

Руины Овчей купели

Руины Овчей купели. Фото: pilgrimcenter.ru

Доказательство этому надпись II века: «Помпея Луцилия вложила», что сообщает о ещё одном здешнем чуде исцеления.

Это здание изучено недостаточно, нельзя даже точно сказать, когда именно сооружены купели. Но, скорее всего, за несколько сот лет до нашей эры. Изначально здесь вполне могло располагаться языческое святилище.

Расслабленный — это душа человека, а болезнь — его грехи

Православная церковь каждую четвёртая Неделю по Пасхе празднует Неделю о расслабленном.

Это событие — не победа одного человека над болезнью, а указание на то, что вера способна исцелить каждого. Богослужебные тексты сравнивают с расслабленным душу всякого человека, а причиной его болезней называют грехи.

Исцеление дарит Сам Иисус Христос. Причём это не чудо по расписанию, как бывало в купели прежде. Теперь каждый человек имеет возможность обратиться к Высшим силам с просьбой о помощи в возвращении своей духовной природы.

Источник

37. Исцеление расслабленного в Капернауме

Мф. IX, 1-8: 1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. 2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. 3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. 4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? 5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? 6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. 7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. 8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Мк. II, 1-12: 1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. 3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. 5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. 6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? 9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? 10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: 11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Лк. V, 17-26: 17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,- 18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; 19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. 20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. 21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? 23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? 24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. 26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Сила веры и молитвы за других – исцеление расслабленного в Капернауме

(Мф. IX, 1-8; Мк. II, 1-12; Лк. V, 17-26)

исцеление расслабленногоГосподь Иисус Христос научил нас молиться не только за себя, но и за других – за ближних своих. Ибо по любви Своей, Господь подает милость (помощь Свою) и тем людям, о которых молятся другие.

Будучи в городе Капернауме, Иисус Христос учил в одном доме. Жители города как только услышали, что Он остановился в доме, собрались к Нему в таком множестве, что невозможно было уже подойти и к дверям. В числе слушателей были фарисеи и законоучители, которые пришли сюда из всех мест Галилеи и Иудеи и даже из Иерусалима.

Читайте также:  Как начать крыша с мансардой

Во время беседы Спаситель совершал много чудес, исцеляя больных.

В это время четыре человека на постели принесли расслабленного и старались внести его в дом, к Спасителю, но никак не могли пробраться через толпу народа.

Тогда взошли они на верх дома, раскрыли кровлю и спустили постель с расслабленным прямо к ногам Спасителя. Иисус Христос, видя веру людей, принесших больного, сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои».

Фарисеи и законники начали мысленно рассуждать: «что Он богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»

Иисус Христос, зная мысли их, сказал им: «что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорю тебе (обратился Он к расслабленному): встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Больной тотчас встал, взял постель, на которой лежал, и пошел домой, благодаря и прославляя Бога за полученную милость.

Так Господь исцелил больного по вере и молитве его друзей. Народ же, видев это, ужаснулся и прославил Бога. И все начали говорить: «чудные дела мы видели ныне; никогда ничего такого мы не видели».

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

14. Исцеление расслабленного в Капернауме

(Мф. IX, 2-8; Мк. II, 1-12; Лк. V, 17-26)

Три Евангелиста Матфей, Марк и Лука согласно повествуют об этом чуде, причем Марк местом его совершения прямо называет Капернаум, а Матфей говорит, что Господь совершил это чудо, придя «во Свой град», каковым именем удостоился называться, как мы видели уже выше, именно Капернаум, о чем свидетельствует св. Златоуст: «Родился Он в Вифлееме, воспитан в Назарете, а жил в Капернауме». Расслабленный был принесен ко Господу на одре и, следовательно, не был в состоянии сам двигаться. Судя по описанию и самому названию больных такого рода в Евангелии, он страдал недугом, носящим в настоящее время название паралича. Свв. Марк и Лука добавляют, что за множеством народа, окружавшего Иисуса в доме, принесшие расслабленного не смогли его внести в дом и спустили его на одре сквозь кровлю, надо полагать, сквозь временную кровлю, которая устраивалась из досок или кожи или полотна в жаркое время года над внутренним двором дома, окруженным со всех четырех сторон постройками с плоскими крышами, на которые легко было подниматься по лестницам. Только сильная вера могла подвигнуть принесших расслабленного на такой смелый поступок. Видя эту веру, а также и веру самого расслабленного, позволившего себя спустить таким образом к ногам Иисуса, Господь говорит расслабленному: «Дерзай, чадо! отпущаются ти греси твои», указывая этим самым на связь, существующую между его болезнью и греховностью. По учению Слова Божия, болезни и являются следствием грехов (Иоан.9:2, Иак.5:14,15) и посылаются иногда Богом в наказание за грехи (I Кор. 5:3-5, 11:30). Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь, каковы, напр., болезни от пьянства и распутства. Поэтому, чтобы исцелить болезнь, нужно сначала снять грех, простить его. Видимо, расслабленный сам сознавал себя великим грешником настолько, что едва мог надеяться на прощение, почему Спаситель и ободрил его словами: «дерзай, чадо!» Присутствовавшие при этом книжники и фарисеи начали мысленно осуждать Господа за богохульство, видя в словах Его незаконное присвоение Себе власти, принадлежащей Единому Богу. Господь, зная помышления их, дал им понять, что Ему известны их мысли, сказав: «что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель ходи!» Для того и другого очевидно нужна одинаковая Божественная власть. «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи: (тогда говорит расслабленному: ) встань, возьми одр твой, и иди в дом твой». Как прекрасно толкует эту связь речи св. Златоуст: «поелику исцеления души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно: то Я присоединяю к первому и последнее, которое хотя ниже, но очевиднее, дабы посредством онаго уверить в высшем невидимом». Последовавшее за сими словами Господа чудо исцеления подтвердило, что облеченный Божественной силой Христос не напрасно сказал расслабленному: прощаются тебе грехи твои. Впрочем, нельзя, конечно, думать, что Господь совершил чудо только из-за желания убедить фарисеев в Своем Божественном всемогуществе. И это чудо, как и все другие, было прежде всего делом Его Божественной благости и милосердия. Свое полное выздоровление расслабленный засвидетельствовал тем, что понес на себе свою постель, на которой его принесли прежде. Результатом чуда было то, что народ пришел в ужас и прославил Бога, давшего такую власть человекам, т.е. не только фарисеи, но, видимо, и народ не уверовал в Иисуса, как Сына Божия, считая Его лишь человеком.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Исцеление разслабленнаго

За Иисусом Христом всегда следовало множество народа, жаждавшаго послушать великаго Пророка — или даже только повидать Его. Так, когда Он находился в одном доме в Капернауме, то не только этот дом, но и все прилегающия к дому места были заняты народом.

В это время принесли к Иисусу разслабленнаго, но от тесноты нёсшие его не могли пройти к Иисусу и, взойдя на крышу дома, разобрали часть кровли и опустили больного к ногам Иисуса. Вера несших, подвинувшая их на такой поступок — да и самого больного, согласившагося на такое безпокойство — преклонила Сердцеведца к отпущению разслабленному грехов, как главной причины его болезни — а сие возбудило в бывших здесь книжниках и фарисеях ропот против Иисуса и подозрение в Богохульстве.

Вопрос Иисуса, предложенный фарисеям о том, что труднее — прощать ли грехи или исцелять болезни — должен был привесть сомневающихся к убеждению, что оба сии действия возможны только Богу; а последовавшее затем повеление разслабленному: возстани, возьми одр твой и иди в дом твой, сопровождаемое самым делом, доказывало, что такая Божественная власть отпущения грехов и исцеления больных действительно принадлежит Иисусу — и привело в необыкновенное изумление всех свидетелей чуда.

Таким образом в этом разсказе мы видим:

а) Действие веры, преодолевающей все препятствия и привлекающей благоволение Божие не только на самих верующих, но и на тех, которые имеют к ним какое-либо отношение; б) Действие всеведущей любви Божией, дарующей не только просимое, но и то, что служит залогом блага будущаго; наконец в) Действие неверия, в самых благодеяниях отыскивающаго поводов к ропоту, а в чудесах — поводов к сомнению.

Примечание. Поднятие на кровлю дома с больным и опущение его сквозь разобранное отверстие в кровле очень легко объясняется устройством домов на Востоке, где кровли домов плоски, имеют с улицы, со двора и даже от соседних домов лестницы и делаются очень часто из удоборазбираемаго материала. В сем случае кровлею у Евангелиста могла быть названа часть ея, лежащая над открытым пространством двора или над галереей дома, состоявшая из нескольких досок и ковров или циновок (рогож), защищавших эту часть от солнечных лучей.

а) Прощение грехов естественно предполагалось и в прежних случаях исцелений, хотя и не высказывалось. Указание на него можно видеть в требовании Иисусом Христом веры от исцеляемых.

б) Исцеление разслабленнаго тем замечательнее, что совершено не столько по вере его самого, сколько по вере несших его (Иисус же видев веру их — стих 2-й), и может служить доказательством того, как взаимная любовь, родство или другия отношения между членами Церкви или одной великой семьи Человечества дают право на взаимное общение высших духовных дарований и на вменение действий одного лица другому. Если вера одного разслабленнаго делала его способным и достойным к принятию отпущения грехов — то вера нёсших его подвигла Иисуса дать ему и исцеление от болезни.

в) Ропот на Иисуса Христа за отпущение грехов понятен, потому что книжники считали эту власть принадлежащею Богу, а Иисуса они почитали за обыкновеннаго человека. Но они не понимали, что и власть исцелять болезни принадлежит также одному Богу. Примеры этих исцелений они видели у древних пророков и, считая Иисуса не более, как пророком, думали, что и Он мог пользоваться, подобно им, только властию исцелений. Иисус Христос, Своим разъяснением этого вопроса, хотел показать книжникам, что даже древние пророки, пользуясь одним правом, должны были пользоваться и другим, очевидно, только во имя Божие. Тем более эта власть должна принадлежать Сыну Человеческому, то есть Мессии, Который вместе есть и Сын Божий.

Источник

История расслабленного в изобразительном искусстве

11 марта у православных христиан начался Великий пост. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Каждый день на сайте foma.ru вас ждет один день из нашего великопостного онлайн-календаря: события православного календаря, библейское чтение дня и вдохновляющий материал.

6 писем о покаянии. Аудиорассказы от

История расслабленного в изобразительном искусстве

Календарь питания:

Особенности богослужения:

Утром: Литургия Василия Великого.

6 писем о покаянии. Аудиорассказы от

Аудиокалендарь:

версия для чтения

Библейские чтения:

Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 1-12

6 писем о покаянии. Аудиорассказы от

«Встань, возьми постель твою и иди в дом твой»

Сегодня ли литургии читается отрывок из Евангелия о чуде исцеления расслабленного в Капернауме. Этот сюжет стал одним из любимых у многих художников, посвящавших свое творчество библейской истории:

История расслабленного в изобразительном искусстве

Исцеление расслабленного в Капернауме. Армянская миниатюра

История расслабленного в изобразительном искусстве

Исцеление расслабленного в Капернауме. В.С. Крюков, А. Зубчанинов. 1876 г.

История расслабленного в изобразительном искусстве

Исцеление расслабленного в Капернауме. XIV в. Сербия. Косово. Печская Патриархия

История расслабленного в изобразительном искусстве

Александр Бида. Исцеление расслабленного

История расслабленного в изобразительном искусстве

Исцеление расслабленного в Капернауме. Фреска 1684 года. Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

История расслабленного в изобразительном искусстве

Исцеление расслабленного в Капернауме. Хора. Стамбул

История расслабленного в изобразительном искусстве

Исцеление расслабленного в Капернауме. Мозаика VI в. Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

История расслабленного в изобразительном искусстве

Исцеление расслабленного, спускаемого сквозь крышу. Греция. XVI в. Греция. Афон, монастырь Дионисиат

История расслабленного в изобразительном искусстве

Исцеление расслабленного. Италия. Венеция. Собор Святого Марка. XIV в.

История расслабленного в изобразительном искусстве

Клавдий Васильевич Лебедев. Исцеление расслабленного в Капернауме

История расслабленного в изобразительном искусстве

Исцеление расслабленного. Сербия. Косово. Дечаны. XIV в.

Источник

Related Post

Соседи воронежского студента который упал с высоты на коляску с пятимесячным мальчиком рассказали о немСоседи воронежского студента который упал с высоты на коляску с пятимесячным мальчиком рассказали о нем

Соседи рассказали о последних словах парня, упавшего в Воронеже на коляску В Воронеже парень выпал из окна многоэтажки на коляску с грудным ребенком. Молодой человек погиб на месте, а младенец

Снегозадержатели способствуем безопасному сходу снегаСнегозадержатели способствуем безопасному сходу снега

Доборные элементы кровли: полный обзор и объяснение современных кровельных аксессуаров Современные кровельные аксессуары отвечает за вентиляцию, герметизацию, снегозадержание и отвод воды для всей кровельной системы. Их главная задача – максимально

От чего зависит срок эксплуатации шифераОт чего зависит срок эксплуатации шифера

Срок службы шифера на крыше Какой срок службы шифера Уже долгое время шифер доказывает свою экономичность при правильном монтаже и эксплуатации. Более 100 лет подряд строители убеждаются в неизменности преимуществ

Adblock
detector