Методики психолого педагогической диагностики в постинтернатном сопровождении выпускников учреждений общественного воспитания

Методики психолого-педагогической диагностики в постинтернатном сопровождении выпускников учреждений общественного воспитания

«Самое лучшее, чему мы можем научить наших детей, — это тому, чтобы обходиться без нас».

Проблема сиротства, в частности, проблема жизнеустройства выпускников сиротских учреждений, не существует сама по себе. Это проблема каждого члена общества в целом. Каждого в отдельности потому, что, во-первых, человек не застрахован от того, что в семье не произойдет что-то экстраординарное, а во-вторых, потому, что каждый человек, определяя свое отношение к этому вопросу, формирует стратегию всего общества по отношению к тем, кого мы определяем как «дети-сироты» или лица из числа «детей-сирот».

Выпуск из детского дома – очень ответственное и сложное время для молодого человека. Это экзамен на его способность адаптироваться к новой обстановке, привыкать к новому укладу жизни, устанавливать контакты с социальным окружением.

Понятие адаптация обозначает приспособление, оно было изначально введено для обозначения такого явления, как приспособление организмов к окружающей среде. Впоследствии его стали употреблять для обозначения иного процесса – приспособления человека к социальным условиям жизни. Исследование социальной адаптации выпускников детских домов относится к проблемам социального воспитания, как создания условий для целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Для выпускников детских домов характерно несоответствие их адаптационного личностного потенциала условиям среды, в которую они должны включиться, что затрудняет их социальную адаптацию. После долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, вчерашние детдомовцы часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они не знают своих прав и не умеют их защищать, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей.

Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих в настоящее время перед ребенком-сиротой в плане его социальной адаптации, реабилитации, социализации и всестороннего развития личности, является одной из главных задач Службы постинтератного сопровождения детского дома.

Как правило, мотивировать выпускников детского дома к самосовершенствованию, довольно сложно. По причине инертности, инфантильности и огромного количества комплексов, сложившихся в процессе воспитания в детском доме, низкой самооценкой. А также стереотипом воспитанника детского дома. Они считают себя ущербными, заранее не рассчитывая на успехи в чем-либо, наоборот избегая трудностей, не прилагая особых усилий для того, чтобы именно самосовершенствоваться и самореализоваться как личность.

Важнейшей задачей является разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, направленных на выход из трудной жизненной ситуации; подготовка выпускников к самостоятельному выбору своей будущей профессии; развитие форм работы, расширяющих применение действенных методов воздействия с целью коррекции поведения и социальной адаптации. В течение всего периода с выпускниками ведется работа по формированию позитивного отношения к людям; потребности в труде как в образе жизни; способности делать выбор, умения принимать решения и нести за них ответственность (активная жизненная позиция); способности жить в социальном пространстве. Основная цель данной работы не только помощь выпускникам в решении социальных проблем по обеспечению сиротского статуса, организация взаимодействия различных служб, но и психологическая поддержка на основе самостоятельности и инициативы самих молодых людей. Основной принцип: «Не мы решаем за тебя твою проблему, а ты сам решаешь ее при нашей поддержке».
Система работы включает в себя два этапа: 1 этап — подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах учреждения общественного воспитания; 2 этап – постинтернатное сопровождение

На всех этапах работы важным звеном является психолого-педагогическая диагностика воспитанника-выпускника учреждения общественного воспитания.

Диагностика – одна из основных задач специалиста, осуществляющего постинтернатное сопровождение. Она необходима для правильного планирования процесса сопровождения и подведения итогов его реализации.

Диагностика позволяет дать всестороннюю объективную оценку социального поведения выпускника на основе четких показателей.

В качестве основного диагностического инструментария приняты методики, направленные на изучение социальных навыков и социальной сети выпускника, т.е. ресурсов и рисков социального окружения.

Диагностика основных социальных навыков

Несформированность социальных навыков – важный фактор возникновения дезадаптивного и даже асоциального поведения, выражающегося, например, в неумении поддерживать контакты с окружающими, в частной смене места работы или в агрессивном поведении по отношению к другим людям. Недостаточная сформированность социальных навыков может привести к замкнутости, страху и социальной изоляции выпускника.

Методика изучения уровня развития социальных навыков (Приложение 1)
Данная методика может применяться для обследования старших подростков, причем она особенно эффективна как сравнительная – для выявления уровня развития навыков в результате различных воздействий. Это психологическая методика, которая позволяет за короткое время определить уровень сформированности социальных навыков у выпускника и оценить, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными.

В первой серии работы мы получаем сведения о том, как человек сам оценивает свою социальную успешность в том или ином навыке. Однако этого недостаточно, поскольку мы не знаем, на какой уровень выполнения социальных навыков ориентируется обследуемый, с кем он себя сравнивает. Для того, чтобы выяснить эти ориентиры, проводится вторая серия, в которой предполагается оценить, насколько эти навыки, по мнению испытуемого, развиты у его сверстников. Только получив эту информацию, мы сможем понять, какие навыки и насколько значимы для данного выпускника.

В данной методике используется модель социального поведения, созданная А.П. Гольштейном. В этой модели выделяется 37 основных навыков, разделённых на 5 категорий:

  • Начальные навыки – некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.
  • Самовыражение в разговоре – умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку.
  • Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает.
  • Навыки планирования предстоящих действий – прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что–то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию.
  • Альтернативы агрессивному поведению – каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом.

Для определения ресурсов выпускника используется специальная диагностическая методика – «Экспертная оценка сформированности основных социальных навыков».

Экспертная оценка основных социальных навыков у подростков и молодых людей в возрасте от 12 лет до 21 года (Приложение 2)

Экспертная оценка выполняется специалистом, осуществляющим постинтернатное сопровождение. Его задача — оценить, в какой степени выпускник владеет каждым из включенных в методику навыков и перечисленных в опросном листе.

Оценка проводится по шести параметрам:

  • участие в обучении или работе — умение получать знания и навыки, помогающие в выборе профессии или работы;
  • осмысленное проведение свободного времени — умение с пользой проводить свободное время, находить интересное занятие;
  • создание и содержание собственного жизненного пространства и быта — обустройство места для проживания и умение вести домашнее хозяйство;
  • взаимодействие с руководством, общественными учреждениями и инстанциями — принятие как должного руководящих указания вышестоящих лиц; умение отстаивать свои интересы в рамках принятых норм поведения;
  • забота о здоровье и внешности — умение заботиться о своей физической форме и внешности, правильном питании, избегать факторов риска;
  • создание и поддержание дружбы и социальных контактов — умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты, быть открытым, доверять другим и хранить доверенное в тайне, понимать важную роль товарищеских взаимоотношений.

Каждый параметр включает от 10 до 12 показателей, оцениваемых по 4-х бальной шкале:
— выпускник совсем не владеет навыком;
1 — владеет навыком лишь в небольшой степени;
2 — владеет навыком в большой степени, но не в совершенстве;
3 — владеет навыком в совершенстве.

Проводится вводная (первичная) диагностика выпускника на момент заключения договора о постинтернатном сопровождении и итоговая диагностика, по результатам которой можно судить о сформированности определенного навыка у выпускника в процессе постинтернатного сопровождения и эффективности деятельности по постинтернатному сопровождению. Возможна промежуточная диагностика, по итогам которой вносятся коррективы в индивидуальный план сопровождения.

Карта сетевого окружения

Социально-поддерживающая сеть выпускника — это та группа лиц, которая составляет его «естественную систему поддержки», с кем он наиболее близок и от кого получает эмоциональную, физическую, экономическую и информационную поддержку. Социальная сеть начинает формироваться в период отрочества, когда происходит интенсивная социализация подростка, усвоение социальных навыков взаимодействия, системы знаний, норм, ценностей, что ложится в основу формирования социального поведения взрослого человека. Именно качественные и количественные характеристики формирующейся социальной сети во многом определяют дальнейшее социальное и психическое развитие подростка, его возможности психологической адаптации во взрослом социуме.

Карта сетевого окружения (КСО). Секторы

Карта сетевого окружения включает несколько наиболее важных уровней (микросистем):

1. Се­мья. Под семь­ёй мы име­ем в ви­ду мать, отца, родных бра­тьев и сесте­р.

2. Род­ст­вен­ни­ки. Род­ст­вен­ни­ки – это «корневая система» выпускника, они – при­да­ют со­ци­аль­ной се­ти ста­биль­ность. К ним относятся род­ст­вен­ни­ки по ли­нии ма­те­ри и по ли­нии от­ца, а так­же все, кто состоит с ними в браке. Ес­ли раз­ве­дён­ные ро­ди­те­ли вступили в семейный союз, то новый член семьи становится родственником. «Пе­ре­стать быть» род­ст­вен­ни­ком не­воз­мож­но, да­же находясь с ни­ми в конфликте. Кон­такт пре­рвёт­ся, но родственники всё рав­но ос­та­нут­ся род­ст­вен­ни­ка­ми. Если выпускник вступил в се­мей­ный со­юз, то все родственники супруга станут и его родственниками.

3. Детский дом или школа-интернат. Этот сек­тор со­став­ля­л по­все­днев­ную ос­но­ву жизни выпускника. Имен­но в этой мик­ро­сис­те­ме выпускник на­хо­дил­ся еже­днев­но. Выпускник зна­ко­мился и об­щался с людь­ми, не прилагая для этого ни­ка­ких осо­бых уси­лий. В ре­зуль­та­те значимость окружающих людей возрастает, и выступает либо в ка­че­ст­ве фак­то­ра под­держ­ки, ли­бо вы­зы­вает раз­дра­же­ние. Фактором поддержки выступают значимые взрослые (специалисты интернатного учреждения) или друзья.

Читайте также:  Когда требуется строительная бригада

4. Шко­ла; учреждения НПО, СПО; работа. В школе выпускник учился в период пребывания в интернатом учреждении. После выпуска с интернатного учреждения обучался или обучается в настоящий момент в учреждении начального, среднего, высшего профессионального образования. В дальнейшем повседневную основу жизни выпускника будет составлять работа, где человек проводит почти столько времени, сколько и дома. В указанные периоды жизни выпускника, фактором поддержки выступают значимые взрослые из числа работников учреждений или работы и друзья, которые появились в период обучения.

5. Другие, остальные. В этом секторе указываются специалисты, значимые взрослые, знакомые, приятели и т.д. не указанные в других микросистемах.

Заполнение КСО. Сетевая карта заполняется выпускником самостоятельно. Выпускник находится в центре карты, в точке пересечения всех систем. Чем ближе к центру отображён тот или иной человек, тем он важнее, тем большую роль (возможно, и негативную) он играет в его жизни

Карта сетевого окружения позволяет:

  • Составить целостную картину контактной сети выпускника;
  • Предоставляет специалисту средство для установления контакта с выпускником.
  • Позволяет самому выпускнику задуматься над позитивными моментами своей жизни;
  • Сделать отношения выпускнику и связи внутри контактной сети понятными для него самого и специалистов.
  • Карта сетевого окружения позволяет выпускнику вспомнить всех людей, которые имеют хоть какое-то отношение к его жизни, проблемам, сложившейся ситуации.
  • Является хорошим исходным пунктом для продолжения работы по изменению ситуации.

Результаты диагностики социально-поддерживающей сети (определение членов социально-поддерживающей сети, круга особо важных людей, определение лиц социально-поддерживающей сетью выпускника рискованного поведения) отражаются в социальной карте выпускника (Раздел «Оценка развития социальной сети») и в плане постинтернатного сопровождения.

Социальная значимость проблем низкой адаптации выпускников, обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей риска.

Опыт работы показывает, что наиважнейшими являются собственные личностные ресурсы молодых людей, наличие социально поддерживающих контактов, социально необходимых навыков, а также отношение выпускников к себе и к своим возможностям. Четко спланированная (с помощью диагностики) деятельность педагога по сопровождению выпускников детского дома.

Литература:

1. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Постинтернат: Технология создания сети социально поддерживающих контактов выпускников. – М.: Генезис, 2008.
3. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. «Шаг за шагом». Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М.: Генезис, 2007.
4. Градосельская Г.В. Современные подходы к измерению сетевых взаимодействий// Интернет-конференция «Сетевые формы межфирменной кооперации: стратегические вызовы и конкурентные преимущества новых организаций XXI века». 2004.
5. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или Практика работы с семьями: учебно-методическое пособие. – Псков: ПОИПКРО, 2004.
6. Кушелед В. Введение в практику социальной работы/ Пер. с англ. Т.Д. Шевеленковой. – М.Аспект Пресс, 2001.
7. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной практической конференции. Ч. 1. 22-23 июня, г.Смоленск /Под.ред.И.А. Бобылевой. – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «расправь крылья!», 2010.
8. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной практической конференции. Ч. 2. 22-23 июня, г.Смоленск /Под. ред. И.А. Бобылевой. – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «расправь крылья!», 2010.
9. Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе службы практической психологии образования./ Серия: «Инструктивно-методического обеспечения содержания образования в Москве» // Отв. Редактор Селявина Л.К. –М.: Центр «Школьная книга». 2005.
10. Прихожан А.М., Толтых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2005.
11. Семья Г.В. Проблемы технологии адаптации и социализации выпускников — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа/ методические материалы. М.: 2008г.
12. Шипицина Л.М, Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та. 2005.

Источник



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Одним из направлений системного сопровождения является про­ектирование и реализация программ психолого-педагогической и медико-социальной помощи группе детей с характерными для этой группы проблемами (например, агрессивностью, гиперактивностью, застенчивостью и др.). Системное сопровождение строится поэтап­но, по определенному алгоритму.

Диагностический этап. Целью является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагности­ческий этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследо­вания. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализиро­вать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации ин­формации).

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересован­ными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогно­зы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые на­зывает сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важ­нейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важ­но распределить обязанности по eгo реализации, определить после­довательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение жела­емого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, таки ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение пробле­мы часто требует активного вмешательства внешних специалистов —психологов, медицинских работников, юристов и Т. д. Функции ко

ординатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровож­дения.

Рефлексивный этап— период осмысления результатов деятельно­сти службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов пре­дупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образо­вательном учреждении.

КАЧЕСТВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА

КАК ФУНДАМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровож­дения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы. Тем не менее, констатация значимости не гарантирует

решения многочисленных проблем, остро проявивших себя в деятельности центров сопровождения.

Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению диагнос­тики от других составляющих сопровождения, к ее отрыву от главно­го — помощи в решении проблемы. Конкретность и привлекатель­ность задачи постановки правильного диагноза в глазах многих, особенно начинающих специалистов-психологов, затмевает назна­чение диагноза как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается, а не завершается процесс помощи в преодолении про­блем развития.

Большинство специалистов центров и служб сопровождения бо­лее ориентировано на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным программ коррек­ции проблемы. Мера информированности специалистов о методах диагностики также оказалась значительно выше, чем о методах кор­рекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими оказались программы, опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не взаимодействие сопровождающего и со­провождаемого.

Сложным аспектом является методологическая рассогласован­ность диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля: педагогами, психологами, медицинскими ра­ботниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталкивают­ся с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов.

Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с до­статочной степенью полноты научились исследовать проблему в раз­витии ребенка со стороны «недоразвитая», «негативных факторов», «отсутствия» и Т. д., но сама по себе констатация того или иного не­достатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. гораздо 6агее важным вопросом является пози­тивная диагностика тех конструктивных факторов, которые позво­лят субъекту найти решение проблемы. К сожалению, диагностичес­кий инструментарий, используемый специалистами, показывает выраженность ориентации на констатацию негативного фона про­блемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Следующим аспектом является необходимость согласования ме­тодов сопровождения с содержанием и методами построения образовательного процесса, являющегося базовой средой для сопровож­дения. Ранее уже были обозначены 5 основных сфер деятельности службы сопровождения:

1. решение проблем сохранения и восстановления здоровья;

2. решение социальных и социально-эмоциональных проблем;

3. карьерный (образование, профессиональная ориентация и об­разование, трудоустройство) выбор;

4. помощь в ситуациях с затруднениями в обучении;

5. выбор досуговой сферы самореализации.

Во всех этих сферах активной средой формирования и разреше­ния проблемы выступают образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических методик специалисты тяготеют к специально сконструированным методам, в меньшей степени используя включенное наблюдение или содержание и продук­ты деятельности детей. Это кажется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагностике для предупреждения возникновения проблемы или о ситуациях, когда сама диагностика направлена на определение правильности педагогической стратегии.

Наблюдается стремление специалистов системы сопровождения к определенному обособлению в противовес декларируемой откры­тости системы. Можно согласиться с необходимостью стопроцент­ной гарантии сохранения информации о ребенке, распространение которой может нанести вред или оказать негативное влияние на оцен­ку или самооценку ребенка. Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных путях решения про­блемы ребенка. Это противоречие проявляет себя в ограничении уси­лий специалистов системы сопровождения по обеспечению педаго­гов и родителей простыми и действенными средствами диагностики наиболее часто встречающихся проблем. Развитие системы сопро­вождения не может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, вовлеченных в нее, специалисты сопровождения лишь отрабатывают и передают в руки педагогов эффективные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредоточивая свое внимания на все более сложных и комплексных противоречиях развития ребенка.

Читайте также:  Расчет осадки свайного фундамента методом послойного суммирования

Смысловое назначение системы сопровождения связано с обуче­нием ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возникает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным является подход, ориентирующий диагноста не столько на исследование внутреннего мира ребенка, сколько на ана­лиз способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.

В практикоориентированном обучении такими критериями выс­тупают увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отноше­ние к действительности (ощущение комфорта).

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

  • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
  • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
  • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения .

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости и вариативности в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;
  • взаимодействия всех сторон процесса.

В работе педагог, психолог использует тот или иной метод , подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

  • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия, игры;
  • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
  • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
  • выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
  • составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с ребенком.


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

  • обучения и адаптации;
  • развития мотивации детей к обучению;
  • решения психологических проблем;
  • взаимоотношений в коллективе;
  • построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

  • помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
  • предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
  • систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

  • знакомстве с особенностями развития учащихся;
  • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
  • популяризации психологических компетенций;
  • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник

Качественная диагностика как фундамент сопровождения

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопро­вождения, и от ее качества во многом зависит успешность де­ятельности всей системы. Тем не менее, констатация значимо­сти не гарантирует решения многочисленных проблем, остро проявивших себя в деятельности центров сопровождения.

Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению ди­агностики от других составляющих сопровождения, к ее отрыву от главного — помощи в решении проблемы. Конкретность и привлекательность задачи постановки правильного диагноза в глазах многих, особенно начинающих специалистов-психоло­гов, затмевает назначение диагноза как стартовой площадки со­провождения, с которой начинается, а не завершается процесс помощи в преодолении проблем развития.

Большинство специалистов центров и служб сопровождения более ориентировано на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным про­грамм коррекции проблемы. Мера информированности специ­алистов о методах диагностики также оказывается значитель­но выше, чем о методах коррекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими являются программы, опирающие­ся на достаточно выраженные формы воздействия, а не взаи­модействие сопровождающего и сопровождаемого.

Сложным аспектом является методологическая рассогласован­ность диагностических исследований, проводимых специалиста­ми различного профиля: педагогами, психологами, медицински­ми работниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталкиваются с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов.

Не менее важным аспектом в развитии системы сопровожде­ния выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с достаточной степенью полноты научились исследовать пробле­му в развитии ребенка со стороны «недоразвития», «негативных факторов», «отсутствия» и т. д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о воз­можных путях решения проблемы. Гораздо более важным вопросом является позитивная диагностика тех конструктивных факторов, которые позволят субъекту найти решение проблемы. К сожале­нию, диагностический инструментарий, используемый специали­стами, показывает выраженность ориентации на констатацию не­гативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Следующим аспектом является необходимость согласования методов сопровождения с содержанием и методами построения образовательного процесса, являющегося базовой средой для сопровождения. Ранее уже были обозначены 5 основных сфер деятельности службы сопровождения:

• решение проблем сохранения и восстановления здоровья;

• решение социальных и социально-эмоциональных проблем;

• карьерный (образование, профессиональная ориентация и
образование, трудоустройство) выбор;

• помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

• выбор досуговой сферы самореализации.

Во всех этих сферах активной средой формирования и разре­шения проблемы выступают образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических методик спе­циалисты тяготеют к специально сконструированным методам, в меньшей степени используя включенное наблюдение или со­держание и продукты учебной деятельности учащихся. Это ка­жется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагностике для предупреждения возникновения проблемы или о ситу­ациях, когда сама диагностика направлена на определение пра­вильности педагогической стратегии.

Наблюдается стремление специалистов системы сопровож­дения к определенному обособлению в противовес деклариру­емой открытости системы. Можно согласиться с необходимостью 100%-ной гарантии сохранения информации о ребенке, рас­пространение которой может нанести вред или оказать нега­тивное влияние на оценку или самооценку ребенка. Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных путях решения проблемы ребенка. Это противоре­чие проявляет себя в ограничении усилий специалистов сопро­вождения по обеспечению педагогов и родителей простыми и действенными средствами диагностики наиболее часто встреча­ющихся проблем. Развитие системы сопровождения не может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, во­влеченных в нее; специалисты сопровождения лишь отрабаты­вают и передают в руки педагогов эффективные программы ре­шения наиболее часто встречающихся проблем, сосредотачивая свое внимание на более сложных и комплексных из них.

Смысловое назначение системы сопровождения связано с обу­чением ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возникает задача диаг­ностической оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным является подход, ориентиру­ющий диагноста не столько на исследование внутреннего мира ребенка, сколько на анализ способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.

Читайте также:  Фундамент для дома своими руками

В практикоориентированном обучении такими критериями выступают увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отношение к действительности (ощущение комфорта).

Источник

Качественная диагностика как фундамент сопровождения

Успешная адаптация обучающихся в высшей школе традиционно рассматривается как одно из важнейших условий эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов и является предметом пристального внимания со стороны учёных (И.А. Аливердиева, Т.Ю. Волгина, Н.К. Грицкевич, А.Ф. Добрынин, С.В. Забегалина, А.Н. Макарова, О.В. Нагоркина, Т.Н. Сафонова, А.В. Сиомичев, Ю.А. Ходарковская, В.Т. Хорошко, Р.Р. Хусаинова и др.). В современной науке общепринятым является тезис о том, что процесс адаптации не ограничивается первым курсом (А.А. Вербицкий, В.Т. Лисовский, М.В. Рогинский и др.). Вместе с тем именно в течение первого года обучения он протекает наиболее остро, требуя от обучающихся мобилизации адаптационных ресурсов. Именно в это время происходит развитие адаптивности как личностного качества, направленного на выработку адаптационных стратегий, новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм взаимодействия с социумом. И именно в первый год обучения студенты в наибольшей степени нуждаются в педагогическом сопровождении со стороны преподавателей и кураторов студенческих групп.

С другой стороны, современные требования к качеству подготовки кадров в высшей школе предполагают формирование у обучающихся не только собственно профессиональных, но и целого ряда социальных компетенций, в том числе способности к успешной адаптации в обществе. В этих условиях проблема педагогического сопровождения адаптации обучающихся приобретает совершенно новое звучание. Сообразно требованиям времени, в теории и практике современного образования наметился переход от создания благоприятных для успешной адаптации обучающихся внешних условий к постановке проблемы и поиска путей развития их адаптационного потенциала как фактора саморазвития и самореализации личности (В.Г. Витун, Н.К. Грицкевич, А.С. Кислицына, Н.К. Колызаева, А.Г. Маклаков, Л.Г. Попова, С.Т. Посохова, Л.В. Соловьева, Г.Н. Юлина и др.).

Так, разрабатываемые программы педагогического сопровождения адаптации обучающихся в высшей школе всё чаще включают в себя в качестве ключевых направлений деятельности: активизацию педагогического потенциала учреждения как социокультурной образовательной среды адаптации (внешний фактор адаптации) и развитие адаптационных способностей обучающихся (внутренний фактор адаптации) [5]. Первое направление реализуется через: активизацию группообразующих процессов и формирование студенческого коллектива; повышение психологической комфортности образовательной среды; организацию взаимодействия с обучающимися на основе личностно ориентированного подхода; создание информационно-адаптивной среды; применение инновационных технологий обучения; оказание нуждающимся социально ориентированной помощи и поддержки и др. Второе направление включает в себя систему деятельности по развитию адаптационных способностей обучающихся через: тренинговые занятия, психологические консультации, включение в проектную деятельность, участие в стажировочных площадках и т.д. [2]. Значение внутреннего фактора в успешности протекания адаптационных процессов и, соответственно, всё большее внимание педагогов к его активизации, смещает акценты в ходе сопровождения адаптации обучающихся и усиливает роль психодиагностики.

В этих условиях одной из важнейших составляющих процесса педагогического сопровождения адаптации обучающихся становится психолого-педагогическая диагностика как процедура постановки психолого-педагогического диагноза, предваряющая и завершающая педагогическую деятельность. Психолого-педагогическую диагностику в современной научной литературе рассматривают как разветвленный и многофункциональный вид психолого-педагогической деятельности, направленной на раскрытие сущности явления, имеющего достаточно полное, конкретное описание, охватывающей цели выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, достижения оптимизации образовательного процесса. Так, по определению О.В. Ерёмкиной, психолого-педагогическая диагностика представляет собой «оценочную практику, направленную на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса» [4, с. 101–102]. Особенность психолого-педагогической диагностики заключается в том, что она включена в практическую деятельность и служит целям изменения обучающихся и управления их поведением в процессе педагогического взаимодействия.

Ключевое место в психолого-педагогической диагностике занимает постановка психолого-педагогического диагноза, т.е. заключения о проявлениях качеств личности или группы людей, на которые предполагается воздействовать в ходе педагогической деятельности. Такой диагноз должен содержать выводы о причинах, повлиявших на состояние и поведение объекта диагностирования, а также факторах, которые могут оказать на него благоприятное воздействие. От глубины и достоверности диагноза зависит правильность постановки задачи в целом (определение цели, условий) и её решения (выбор способов педагогических воздействий и их осуществления). Постановка психолого-педагогического диагноза как процесс глубокого проникновения во внутреннее содержание изучаемых явлений опирается на такие общие принципы диалектического познания педагогической действительности и педагогических явлений, как объективность, систематичность, последовательность, всесторонность, комплексность, изучение в деятельности, изучение в коллективе, воспитывающий характер изучения и др.

Такой сложный процесс, как психолого-педагогическая диагностика, не происходит одномоментно и требует от педагога (психолога) определенной последовательности действий: постановку диагностируемой цели; постановку конкретных задач изучения личности или коллектива на основе диагностируемых целей; отбор диагностических методов изучения свойств и качеств отдельной личности или социально-психологических особенностей коллектива, позволяющих решить поставленные задачи; осуществление процедуры диагностического изучения с помощью отобранных методик с учётом требований психодиагностической культуры; анализ полученных результатов, сопоставление их с уже известными данными о личности или коллективе, сравнение с нормой, под которой понимаются характерные для данного возраста показатели психического и интеллектуального развития, и на этой основе интерпретация полученных результатов в свете данных психологической и педагогической наук, представлений педагога о личности или коллективе; сообщение результатов диагностического обследования обучающимся, педагогам, работающим с ними [4, с. 104–105].

Понимание сущности психолого-педагогической диагностики, принципов, а также последовательности этапов её проведения позволяет педагогу (психологу) эффективно решать задачу педагогического сопровождения адаптации обучающихся в высшей школе, значимое место в котором отводится диагностике [1; 5].

Диагностика адаптации личности – одна из весьма сложных задач практической психологии. Вдвойне сложной эта задача является для педагогов, кураторов студенческих групп, в чьи обязанности входит осуществление непосредственного педагогического сопровождения адаптации обучающихся первого года. Так как диагностическое обследование не является самоцелью, а служит для решения практических задач, им предварительно необходимо ответить на ряд вопросов: для чего проводится диагностика; для чего будут использоваться полученные данные? Поставленные цели определяют предмет диагностики. В качестве предмета диагностики адаптации обучающихся в высшей школе в ходе организации и осуществления педагогического сопровождения чаще всего выступают: уровень адаптированности обучающихся; личностные характеристики, оказывающие влияние на успешность протекания адаптационных процессов, адаптивный потенциал конкретной личности; особенности протекания процесса адаптации; разного рода нарушения адаптации и др.

От предмета диагностики зависят основные принципы обследования и выбор методик. Так, например, если предполагается измерить уровень адаптированности в настоящий момент времени, то диагностику текущего состояния обучающегося необходимо проводить по двум критериям: внутреннему (степень реализации внутриличностного потенциала, общее психическое благополучие, эмоциональное состояние и пр.) и внешнему (выходные параметры деятельности, степень интеграции обучающегося с микро- и макросредой и др.) [1; 3].

В свою очередь, адаптивный потенциал личности определяется через оценку продуктивности используемых стратегий адаптации и диагностику выраженности личностных характеристик, оказывающих влияние на успешность протекания адаптационных процессов (адекватность самооценки, коммуникабельность, экстернальность/интернальность, личностная и ситуативная тревожность и др.) [1; 3].

В ходе педагогического сопровождения адаптации обучающихся, как правило, осуществляется первичная (сентябрь – октябрь) и повторная (апрель – май) диагностика. Первичная диагностика позволяет выявить: исходный уровень адаптированности обучающегося («Шкала социально-психологической адаптированности», разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом); его психологические особенности, оказывающие влияние на успешность протекания адаптационных процессов («Опросник уровня субъективного контроля», тест «Оценка общительности» Н.Ф. Ряховского, «Шкала Спилбергера», тест «Формула темперамента» А. Белова и др.); предпочитаемые стратегии адаптации («Опросник для изучения стратегий адаптивного поведения» Н.Н. Мельниковой) [1; 3].

Помимо того, осуществляется диагностика студенческого коллектива как среды адаптации обучающихся: социально-психологический микроклимат, сплочённость, структура (методика «Определение ценностно-ориентационного единства группы» В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева, методика определения индекса групповой сплоченности Сишора, методика «Оценка микроклимата студенческой группы» В.М. Завьялова и др.) [1].

В конце учебного года проводится повторная диагностика адаптации обучающихся с использованием тех же методик психодиагностики, что и в начале года, по тем же критериям и показателям. Результаты повторной диагностики свидетельствует о степени эффективности организации и осуществления педагогами и кураторами студенческих групп педагогического сопровождения адаптации первокурсников.

Как правило, психолого-педагогическую диагностику проводят практические психологи образовательного учреждения. Вместе с тем такие возможности есть далеко не в каждом вузе. Поэтому диагностическую работу зачастую проводят кураторы студенческих групп. В этой связи возникает проблема готовности куратора к реализации диагностической функции. С целью её формирования возможно проведение обучающих семинаров по овладению основами применения методов психодиагностики в процессе педагогического сопровождения адаптации обучающихся [6]. С другой стороны, в системе психолого-педагогической диагностики адаптации обучающихся целесообразно обращение кураторов к использованию таких собственно педагогических методов, как наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности и др. Особым подспорьем для них может стать использование в ходе психолого-педагогической диагностики адаптации обучающихся компьютерного тестирования, которое открывает новые возможности для решения практических задач.

Таким образом, психолого-педагогическая диагностика занимает важное место в организации и осуществлении процесса педагогического сопровождения адаптации обучающихся в высшей школе. Эффективность диагностики во многом определяется владением практическими психологами, педагогами и кураторами студенческих групп методами психодиагностики.

Рецензенты::

Полукаров В.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Педагогика», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Сергеева С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и психология», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.

Источник

Related Post

Современные способы укрепления фундаментовСовременные способы укрепления фундаментов

Инъектирование фундаментов Долговечность строения зависит от надежности фундамента. Нередко из-за ошибки в расчетах или из-за погодных условий фундамент просаживается, в нем появляются трещины и это снижает срок службы здания. Для

Минимальная толщина стенки фундаментаМинимальная толщина стенки фундамента

Правильный ленточный фундамент: расчет и устройство Ленточный фундамент – самый распространенный вариант для загородного дома. Он имеет отличную несущую способность и равномерно распределяет вес конструкций здания, при этом относительно несложен

Почему важно вовремя отремонтироватьПочему важно вовремя отремонтировать

Как правильно произвести самостоятельный ремонт цоколя, сколько это будет стоить? Даже при соблюдении технологии возведения цоколя появляются дефекты на поверхности. Это случается при воздействии погодных факторов, таких как частые и

Adblock
detector