Назовите самый известный собор во франции окно роза

Париж

48° 51.8693 ′N , 2° 20.1581 ′E
48.86449N, 2.33597E
48°51′52.16″N, 2°20′9.48″E

1699 материалов по 490 объектам, 28 933 фотографии

  • Карта
  • Заметки 1043
  • Фотографии 28 933
  • Отели 56 / 96
  • Кафе, рестораны 114 / 110
  • Достопримечательности 325 / 197
  • Шоппинг 79 / 87
  • Транспорт 34
  • Полезное 48
  • Дневники 37 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Париже.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Черная роза витражей Нотр-Дам

    Материал понравился:

    При виде витражей в Нотр-Дам-де-Пари мне вспоминаются яркие картинки детского калейдоскопа. Они напоминают мне блеск разноцветной мозаики витража, пронизанной лучом света. Витраж в форме цветка розы над входом в собор Парижской Богоматери, напоминает мне черную розу Александра Блока: «. я послал тебе чёрную розу в бокалезолотого, как небо, аи. «

    Роза южного поперечного н

    Роза южного поперечного нефа собора Парижской Богоматери.

    👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

    👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

    👁 Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

    Источник

    

    Назовите самый известный собор во франции окно роза

    Где находится: Шартр
    Как добраться:
    из Парижа на поезде – с вокзала Монпарнас до Chartres, поезда ходят каждые два часа, время в пути – 1 час;
    на автомобиле – 80 км на юго-восток от Парижа, сначала по А10, затем по А11/Е50 до Chartres.
    Как работает: 7.30-19.15, вс. 8.30-19.30, закрыт во время месс, венчаний и отпеваний.
    Можно заказать экскурсию: 1 ч 30 мин на английском, французском, немецком и испанском языках (заказ по телефону 02 37 21 75 02 или на сайте).

    С доисторических времен на шартрском холме люди строили святилища и высаживали священные рощи. У язычников считалось, что жертва, принесенная в этом месте, охотно будет принята богами. Во времена Римской империи вершину холма занимали форум и храм. В IV в. христианство стало официальной религией. Сразу же на месте языческого храма возникла первая христианская базилика. Возможно, именно с тех пор главная ось церкви идет не строго с запада на восток, а с северо-запада на юго-восток.

    За 400 последующих лет Шартр неоднократно подвергался набегам завоевателей, приходивших со всех сторон света. Например, в 743 году город и храм разграбил и сжег герцог Аквитанский, а в 858 году то же самое проделали викинги. Однако свято место пусто не бывает. В течение 20 лет собор заново отстраивал епископ Жильбер. Ему-то в 876 году Карл II Лысый, внук Карла Великого, подарил одну из самых ценных христианских святынь – сорочку Девы Марии, в которую она была одета во время рождения Христа (Sainte Chemise, Sancta Camisia, кусок шелковой ткани длиной 5 м). Этот дар открыл дорогу бесконечному потоку паломников, хлынувшему к собору со всех концов средневековой Европы.

    В 911 году под стенами Шартра появились норманны Грольф-Ходока. Спасти город военными способами было невозможно. Тогда епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вышел на крепостные стены, держа в руках покрывало. Норманны, как свидетельствует старинная хроника, растерялись, а горожане предприняли смелую вылазку и обратили их в бегство. После этого Грольф-Ходок уверовал, крестился под именем Роллон, женила на дочери короля франков Карла Простоватого и, получив во владение Нормандию, признал свою вассальную зависимость. К шартрской святыне устремились многочисленные паломники.

    Однако уже в 962 году очередной пожар уничтожил третье сооружение собора. Строительством новой церкви, выдержанной в романском стиле, руководил Беранже. Пожар 1030 года приостановил работы. Однако возведение башен продолжилось. Сначала построили северную, затем – южную, а потом объединили их фасадом, причем башни и фасад строились отдельно от главного здания собора. Между ними возник своего рода тамбур. Это спасло башни и западный фасад при очередном пожаре летом 1194 года, в котором Господь явил чудо. Огонь бушевал 3 дня, уничтожив не только собор, но и весь город. Никто не верил, что в пламени уцелели служители, находившиеся в церкви, а также покрывало. Когда пламя угасло, священники, нашедшие убежище в крипте, вышли невредимыми и вынесли уцелевший реликварий со святыней. Их чудесное спасение стало знаком от самой Девы Марии, повелевающей немедленно взяться за строительство нового храма, который станет очередным хранилищем бесценной и священной реликвии города Шартра.

    Сразу после этого в Шартре началось строительство нового собора, затмившего все предыдущие постройки. Первый в истории Франции храм, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам-де-Шартр, был возведен в кратчайшие строки – всего за 31 год (1194-1225), не без помощи щедрых пожертвований из казны Ордена тамплиеров, и именно это здание гордо возвышается над окружающим его городом и поныне. Это уже шестое церковное сооружение Шартра, в данном воплощении представляющее собой один из самых ранних и полностью готических храмов, знаменуя триумф нового архитектурного стиля, царившего в Европе. Собор возводили мастера, приглашенные в Шартр из Сен-Дени. Строители вынесли вес свода на двойные аркбутаны, массивные романские колонны уступили место готически, переходящим в нервюры сводов. Таким образом появилась возможность увеличить оконные проемы здания. Теперь стены можно было не украшать фресками, а заменить цветными витражами, занимающими площадь более 2500 кв. м.

    Шартрский собор – одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры Средневековья, один из немногих французских соборов, который почти полностью сохранил свое убранство. Собор представляет собой трехнефную базилику. Высота центрального нефа 37,5 м, длина 130,2 м, ширина главного нефа 16,4 м, длина поперечного нефа 65 м, высота боковых нефов 14 м.

    К западному фасаду с двух сторон примыкают башни, шатровое завершение которых выполнено в разное время, а потому они сильно различаются между собой.

    Северная башня (1134-1150) имеет типичное древне-готическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий), а венчает ее ажурный шатер в стиле «пламенеющей готики» (1513). Сейчас на эту башню можно подняться.
    Как работает: с ноября по февраль – 10.00-11.30 и 14.00-16.00, в вс. 13.00-14.00; с мая по август – 9.00-18.00, в вс. 13.00-18.30.

    Южная башня построена в 1145-1165 годах имеет основание уже готического стиля, увенчана более простым шпилем и выдержана в едином стиле с самим собором.

    Войдя в собор, обратите внимание на то, что все три портала западного фасада ведут в главный неф базилики, что не типично для подобного рода сооружений. Такая структура сложилась потому, что неф и фор пристраивались к фасаду позже, поэтому боковые нефы начинаются от башен.

    Первое, что поражает при входе в собор, — свет мягкого таинственного голубого оттенка, проникающий через самый большой во Франции ансамбль средневековых витражей (2700 кв.м). Минеральных красителей, пригодных для окрашивания стекла в синий цвет, не так уж много: соли кобальта и берлинская лазурь (турнбулева синь). Мастерам Шартра удалось добиться синего цвета совершенно особого оттенок, повторить который нельзя. Его так и называюсь «шартрская синь».

    Всего в соборе около 200 витражей. Всего на них изображении около 5000 сцен. Витражи можно сравнить с иллюстрированной книгой разнообразной тематики. Наряду со сценами из Ветхого и Нового завета, пророками и святыми здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. Как читать витражи? Обычно витражи читают слева направо снизу вверх. «Текст» их максимально символичен и аллегоричен. Донаторы и другие исторические персонажи, как правило, изображены в начале композиций, отражающих жизнь Иисуса, Девы Марии и святых.

    Самые знаменитые витражи Шартрского собора.

    Портал северной стены собора (XIII)

    Левый портал (тема «Пришествие Иисуса»). В тимпане – «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов»; в арках – «Девы разумные и неразумные», «Добродетели», «Пороки»; в основании арок – фигуры Исайи и Даниила, «Встреча Елизаветы и Марии».

    Центральный портал (тема «Торжество Богоматери»). В тимпане – «Иисус и Дева Мария в окружении ангелов»; на колонне между дверями – «Введение Марии в храм»; в основании арок – фигуры ветхозаветных пророков, апостолы Иоанн и Петр.

    Правый портал (тема «Ветхий Завет»). В тимпане «Испытание Иова», «Суд Соломона»; в основании арок – ветхозаветные пророки.

    Западный фасад: окно-роза («Страшный суд», 1215), три романских окна («Древо Иесеево», «Жизнь Иисуса», «Страсти Господни и Воскресение», XII в.). \

    Западный фасад украшает трехчастный Королевский портал (1170), уцелевший во время пожара 1194 года. Над порталом три романских окна, а над ними – западное окно-роза. Еще выше галерея царей.

    Левый портал (тема «Вознесение»). В тимпане – «Вознесение Иисуса»; в арках – «Знаки Зодиака» и «Сезонные работы»; в основании арок – фигуры пророков.

    Центральный портал (тема «Иисус во славе»). В тимпане – Христос, символы евангелистов; в арках – ангелы, праотцы, апостолы; в основании арок – фигуры библейских персонажей.

    Правый портал (тема «Рождество Иисуса»). В тимпане – «Дева Мария с Иисусом»; в арках – ангелы, аллегории семи искусств; в основании арок – фигуры библейских персонажей.

    Южный трансепт: окно-роза (1225) «Христос, вершащий суд» (XIII в.), в арках изображения пророков, несущих на плечах евангелистов, — «Исайя и Матфей», «Иеремия и Лука», «Иезеркиль и Иоанн», «Даниил и Марк». Считается, что окна-розы Шартрского собора самые старые во Франции. Они выполнены по заказу короля Людовика IX Святого.

    Левый портал (тема «Мученики»). В тимпане – «Христос с ангелами»; в арках – фигуры мучеников; в основании арок – мученики с орудиями их пыток.

    Центральный портал (тема «Страшный суд»). В тимпане – «Христос, вершащий суд», «Архангел Михаил низвергает грешников в ад»; в арках – ангелы; в основании арок – фигуры апостолов.

    Правый портал (тема «Сцены из жизни святых»). В тимпане – «Святой Мартин Турский», «Святой Николай»; в арках – фигуры проповедников.

    Обратите внимание на второй витраж (XII в.) южной стены обхода хора – «Богоматерь», которую часто называют «Голубая Дева». Изображение Девы Марии чудом уцелело в пожаре 1194 г. , а витражи с изображением ангелов, окружающих центральную композицию, добавлены в XIII в. В обходе хора также интересен витраж XIII в. с изображением знаков зодиака и работ на каждый месяц года. 45 витражей были преподнесены в дар городскими гильдиями. Многие из них относятся к XIII веку.

    Хор окружен каменной резной стеной, выполненной в XVI в. мастером Тескье в готическом стиле. На ней около 1000 скульптурных изображений. Скульпторы Сула, Маршан, Буден, Легро, Тюби, Мазьер, сменяя друг друга, оформляли стену с 1514 года до начала XVIII в.

    За алтарем есть переход в отдельно стоящую капеллу Сен-Пья (1340), где теперь расположена сокровищница собора. Священная реликвия христиан – покрывало (гематий) Богоматери (фрагмент бежевой шелковой ткани) выставляется в капелле Святого сердца Марии, находящееся в северной части обхода хора. Реликварий, в котором хранится покрывало, изготовлен в 1876 году в честь празднования 1000-летия его обретения. В 1927 году ткань подвергли экспертизе, которая показала, что ткань потеряла цвет от времени. Предполагаемое время изготовления покрывала – I в. н.э.

    Лабиринт был выложен в 1200 году из белого и синего камня, его диаметр составляет 10 м. Он состоит из огромного количества концентрических кругов, которые свертываются с необычайным разнообразием. В центре этого орнамента раньше была изображена битва Тезея с Минотавром. Это еще одно доказательство прикосновений языческих сюжетов, а следовательно, и из герметического смысла, с христианской иконописью. Не составляет труда установить связь этих изображений с изображениями и сооружениями античности, с лабиринтами Греции и Египта. «Соборные лабиринты, или лабиринты Соломона, являются, — как пишет исследователь Марселен Бертло, — каббалистическими символами, встречающимися во многих книгах по алхимии и которые являются магическими традициями, связываемыми с именем Соломона. Это ряд концентрических кругов, прерывающихся в некоторых точках и представляющих странные запутанные линии».

    Также существовал и лабиринт, состоящий из четырех квадратов с семью резкими поворотами в каждом, в центре которого находилась роза – символ мудрости и жизни, а также священного женского начала. Вообще весь собор представляет собой целую коллекцию женских персонажей – это и множественные женские скульптуры, и женские живописные изображения. Здесь представлены и царица Савская, по загадочной причине изображенная с бородой, и Мария Магдалина, витражное изображение которой является старейшим из всех существующих.

    В архитектуре собора было воплощено множество эффектных и неожиданных готических новшеств, вызвавших массу подражаний. Но самое интересное заключается в том, что весь собор построен с использованием мистического смысла тайной символики. И дела даже не в гигантском кресте, который образуют крыши над нефом и апсидой. И не в арочном входе, якобы символизирующем женское лоно, приглашающее войти в него. И даже не в многочисленных намеках на Ковчег Завета, раскиданных по укромным уголкам храма. Оказывается, весь план собора составлен с использованием знакомого всем золотого сечения – загадочного и мистического числа 1,618. Во всяком случает, все расстояния, пропорции и размеры снаружи и внутри собора кратны именно ему.

    Божественная пропорция 1:1,618, называемая также золотым сечением, или золотой серединой, в эпоху Возрождения и более позднего времени считалась великими творцами и мастерами, художниками и музыкантами, скульпторами и архитекторами абсолютно идеальной для наиболее полного эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Золотое сечение использовалось и задолго до возникновения христианства – в Древнем Египте и Греции. Да и многие современные строения, как оказалось, также воплощают в себе божественную пропорцию. Примеры – египетские пирамиды, греческие Парфенон, Нотр-Дам-де-Пари, здание ООН и многие другие. И естественно, она была соблюдена во многих средневековых церквях, особенно тех, что были построены тамплиерами.

    Возвращение храмовников совпало с возникновение в Европе первых образцов готической архитектуры, а шесть лет спустя было начато строительство собора в Шартре. Много-много тамплиерского золота и всего лишь тридцать лет понадобилось каменщикам, стекольщиками, скульпторам, геометрам, астрономам и другим мастерам, чтобы возвести огромный храм на священном и временно пустующем холме. Считается, что именно тамплиеры привезли с собой и секрет краеугольного камня – основного каменного блока, закладываемого в конструкцию, на котором держалось все сооружение. Этот секрет тщательно оберегался представителями независимой гильдии строителей-каменщиков, которые затем превратились в знаменитых франкомасонов, что и означает дословно «вольные каменщики».

    «Святое сердце» – центр золотой середины собора, находится в пролете между второй и третье колоннами хоров. Именно там изначально располагался алтарь. В 37 метрах ниже плещутся воды древнего «колодца друидов». Точно на таком же расстоянии над святым сердцем находится верхняя точка готического свода. Никто не знает, была ли задумана эта симметрия или она случайна, но созерцание этого чуда оставляет глубокое впечатление. Говорят, что собор обладает властью преображать людей, возвышая их дух, делая добрее, отзывчивее и мудрее. Оказавшись внутри собора, человек физически ощущает происходящие в нем изменения, и причиной тому не только необычное великолепие интерьера – вы чувствуете, что как будто распрямляетесь, становитесь мостом между первобытной энергией, идущей из таинственных глубин земли, и божественной благодатью, нисходящей на вас из-под огромного купола.

    Может быть, в этом и содержится секрет Божественной гармонии, сокрытой в золотом сечении, — дать человеку возможность максимально ощутить всю мощь и силу природы, всю любовь и благодать Бога, сосредоточенных в мистическом генераторе-соборе? Может быть, готический собор, являющийся «книгой древних знаний и священных истин», и есть тот самый сосуд мудрости, который имели в виду алхимики ушедших веков? А может быть, это его они имели в виду, говоря о философском камне?

    Для того, чтобы разобраться в этом, нам придется поглубже копнуть в чрево Шартрского холма, на котором высится знаменитый собор. Вглубь дремучих веков, во времена, когда на этом холме еще не были ни одной церкви. Однако он, ем не менее, уже играл роль колодца, утоляющего духовную жажду древних людей.

    Одержимые страстным желанием подчинить себе мистическую энергию Земли, ключом бьющую на этом самом месте, доисторические зодчие, видимо особо тонко ощущающие энергетические вибрации Шартра, установили на холме дольмен (daol – «стол», men – «камень») – мегалитическое сооружение из двух-трех гигантских неотесанных каменных глыб с уложенной поверх них «крышей» из огромного плоского валуна. Они верили, и, видимо, не без оснований, что каждый входящий внутрь этого дольмена, этакого прообраза храма, обретает новую жизнь благодаря священным природным силам Земли. Со временем это чудодейственный комплекс, куда входил также колодец и возведенный неподалеку могильник (а дольмен, помимо всего прочего, является погребальным сооружением), приобрел статус священного.

    Значительно позже, но все еще в дохристианские времена, друиды — кельтские жрецы Галлии и Арморики (нынешней Бретани) организовали в соборе священное место сбора всех кельтских племен. Здесь они задолго до первых христиан зажигающих свечи в католическом храме, жгли священные костры, делились друг с другом опытом, совершали жертвоприношения. Здесь же они стали справлять культ, являющийся древнейшим на Земле, — культ женского божества. Не секрет, что священному женскому началу, дарящему жизнь, любовь, удовольствие, мудрость и опыт, поклонялись во всех странах мира начиная с самой зари человечества. Его связывали с плодородием, целительством и материнством. Первые обнаруженные археологами фигурки, изображающие богинь, датируются специалистами 35 000 лет до нашей эры! Получается, им поклонялись уже кроманьонцы. Впоследствии культ женского божества непрерывно кочевал из религии в религию, перемещаясь во времени и пространстве между самыми различными народами и континентами. Много позже на Шартрском холме, превратившемся в курган, была обнаружена статуя девушки с младенцем.

    Источник

    Реймс. Собор Нотр Дам

    Собор Нотр Дам Реймс . Мы заехали в Реймс исключительно ради собора Нотр Дам. Сам город стал бесплатным приложением к посещению церкви. И нашим открытием! Те несколько часов, которые мы уделили столице региона Шампань-Арденны стали одним из самых ярких моментов “большого французского путешествия” на автомобиле. Рассказ о Реймсе ждёт своего звёздного часа, а мы приступаем к внимательному и подробному изучению шедевра французской готической архитектуры, собору, который сыграл беспрецедентную роль во французской истории.

    Собор Нотр Дам Реймс. Внешнее убранство

    Кафедральный собор в котором короновалось большинство французских королей, мы увидели с западного фасада.

    Уже более 800 лет прошло с момента закладки первого камня в основание храма. Это случилось в 1211 году, 6 мая. Хотя история кафедрального собора в Реймсе началась задолго до этого. Его предшественник сгорел в пожаре 1210 года. Был в Реймсе храм, построенный в V веке от Р.Х. Ещё ранее в Реймсе поселился святой епископ Сикст и первые христианские постройки в городе датируются III веком!

    Собор Нотр Дам Реймс. Западный фасад

    Подойдём поближе к храму. Мы видим его западный фасад. Огромный и удивительно гармоничный собор будто соединяет между собой землю и небо. Мы не торопясь подходим к нему, глаз уже не может охватить всё сооружение целиком, а останавливается на деталях – фасаде, окне-розе, скульптурах. Их обилие может показаться случайной прихотью мастера. На самом деле в готических храмах всё выстроено в логическом порядке и подчинено христианской идее, политическим задачам и архитектурным особенностям. Например, три портала западного фасада соответствуют трём нефам собора. Они украшены скульптурными композициями, которые выражают три основные темы. Первая тема посвящена Деве Марии. В центральном фронтоне, над стрельчатой аркой мы видим Реймсскую Богородицу, коронованную её сыном Иисусом Христом. Сцена состоит из трёх частей:
    1.В центре – коронование Богородицы.
    2.Слева – сцена Благовещения и посещение святой Елизаветы.
    3.Справа – Сретение.

    В левом портале представлена тема Христа и страстей Христовых. В стрельчатой арке левого портала – Распятие, в ярусах свода – сцены страстей, на барельефе в стрельчатой арке слева – обретение святой Еленой честного креста Господня.

    Внизу у двери слева и справа изображены святые Реймса.

    В правой арке – Христос-судия. На изгибах свода помещаются сцены Апокалипсиса.

    Спаситель снова придёт в мир чтобы судить в сопровождении апостолов, представленных правее двери правого портала.

    Он вернётся, как об этом возвестили пророки. Их статуи находятся слева от двери, напротив апостолов.

    Тема Воскресения Христа повторяется в простенках, там установлены фигуры Христа, указующего на раны св.Фоме, Марии Магдалине, св.Петру.

    Схема расположения фигур на порталах западного фасада:

    На схеме цветом указаны мастерские и даты изготовления скульптур.

    Ещё одна тема скульптурного убранства церкви – помазание на престол. Она очень важна именно для Реймсского собора, где проходили коронации французских королей. Над центральным окном-розой установлена сцена борьбы Давида и Голиафа (фигуры реставрируются).

    В изгибах арки помещены сцены жизни царей Давида и Соломона, фигуры ветхозаветных царей. Они как бы предваряют изображения королей, эти композиции связаны с христианской темой, ведь Франция приняла христианство именно в Реймсе. Здесь крестился первый король Хлодвиг – помазанник божий. Он был помазан, подобно Давиду и получил благословение быть победителем сил зла на земле. Правители династии Каролингов ввели обычай коронации, который напоминал библейское помазание на царство Давида пророком Самуилом. Первым здесь короновался Людовик Благочестивый в 816 году, он последовал примеру Хлодвига, имя которого носил – “Людовик” – производная от “Хлодвиг”.

    Галерея королей опоясывает основание башен. Всего в галерее 63 фигуры, каждая – высотой 4 м, весом от 4 до 5 тонн. Центральная группа – шесть фигур окружают короля Хлодвига, погружённого в купель.

    Святой епископ Реми крестил короля Хлодвига в Реймсе в 498 году. У основания башен – фигуры монархов разных династий. Приводим схему расположения скульптур на западном фасаде храма. В центре – крещение Хлодвига. По бокам – галерея королей.

    В простенках цифрами обозначены фигуры:
    1.Св.Иоанн
    2.Христос в Эммаусе.
    3.Мария Магдалина.
    4.Св.Пётр

    Нижний ярус:
    5.Обретение честного креста.
    6.Апокалипсис.
    7.Мария.
    8.Святые Реймса.
    9.Апостолы.
    10.Пророки

    Северный фасад. Собор Нотр Дам Реймс

    Идём к северной стороне храма. Отойдя на некоторое расстояние от собора, можно оценить его размеры. Здесь особенно заметно, как скульптура вторит архитектуре, “переосмысливает” её, даже скрывает некоторые конструктивные элементы. Рассматривая Нотр Дам в Реймсе, вряд ли кто-нибудь подумает о том, что контрфорсы нужны для распределения тяжести стены, они кажутся обиталищем небесных ангелов. И хотя северный портал всегда погружён в тень, он кажется светлым и лёгким.

    Как и на главном, западном фасаде, на северном трансепте находится три портала. Правый портал – самый древний в храме. Известны предположения, что он существовал ещё до строительства собора и был нишей в склепе. Есть основания датировать его 1180 годом. На правый портал помещена фигура Богородицы с младенцем Христом.

    В левом портале изображены сцены Страшного суда.

    В центре между дверьми – Христос, по бокам – шесть апостолов. Слева от Христа – св. Пётр, св. Андрей, св. Варфоломей. Справа – св. Павел, св. Иаков, св. Иоанн.

    Над фигурой Христа слева – Авраам, он принимает избранных и осуждённых.

    Над Авраамом в левой части фигуры, олицетворяющие добродетели, справа – пороки (многие фигуры утрачены).

    Выше – фигуры восстающих из гроба. Венчает композицию фигура Христа, слева – Дева Мария, справа – Иоанн Креститель.

    На изгибах свода изображены мудрые и неразумные девы и диаконы.
    На схеме подробно указаны скульптурные композиции.

    Центральный портал посвящён святым и мученикам Реймсской церкви. В центре между дверьми изображён святой Каликст.

    Вверху слева от него – крещение Хлодвига.

    Выше едва читается изображение святого Реми. На изгибах свода в порядке церковной иерархии изображены Римские Папы, патриархи и епископы. Также приводим схему.

    Поднимем голову повыше и обратим внимание на окно-розу. Над северным окном-розой в щипце находится сцена Благовещения.

    Собор Нотр Дам Реймс. Южный фасад

    Чтобы увидеть южную сторону нужно обойти храм, и войти во двор архиепископского дворца. По понедельникам он закрыт, поэтому нам не повезло. Поверьте на слово, что верхний щипец над окном-розой украшен композицией Вознесения, там также представлена Церковь и Синагога.

    В верхней части здания продолжена галерея королей, напоминающая о важном политическом назначении храма.

    Бросим взгляд на боковые стены храма. Изящная, лёгкая конструкция, большие окна, снизу кажущиеся очень тонкими колонки, хрупкие пинакли (башенки вверху над колоннами) – когда смотришь на это изобилие деталей, меньше всего думаешь об их конструктивном назначении.

    И с улыбкой читаешь фразу из путеводителя:

    “Восьмиугольные в плане верхушки башен, фланкируемые четырьмя небольшими пирамидами и поддерживаемые двумя изящными колонками, служат укрытием для ангелов с распростёртыми крыльями”.

    Ничего не поняла. Задержалась немного перед входом в святая святых, стараясь постичь удивительный замысел заказчиков, талант средневековых зодчих, нечеловеческие усилия простых тружеников, которые вручную из грубого камня создали такое грандиозное, гармоничное, великолепное сооружение и воплотили в нём и политическую и христианскую идею, продолжение которой мы найдём внутри храма.

    Внутреннее убранство

    Те немногие французские готические храмы, которые мы видели, внутри суровы, холодны, скупы на декорации. Их изнанка обнажает внутренний каркас конструкции – своды нефов опираются на колонны, каждая капитель украшена разным орнаментом, чаще всего он не повторяется, где-то в глубине прячется маленькая точка алтаря.

    Они подавляют своими размерами и сколько бы произведений искусства их не украшало, любой декор тонет в безмерности пространства и они кажутся пустыми. Можно бесконечно любоваться лишь витражами – они огромные, разнообразные. Стеклянные притчи, жития святых, сцены Ветхого и Нового заветов. Но это лишь частное мнение, оставим его и разберём интерьер Нотр Дам.

    В плане собор образует собой латинский крест. Его длина внутри – чуть больше 138 метров, высота сводов в центральном нефе – 38 м, боковые в два раза ниже – 16,4 метра. Внутри форма собора напоминает перевёрнутый вверх дном корабль и как нельзя лучше оправдывает название “неф” – корабль (от лат. navis – корабль) .

    Пока мы не отошли далеко от входа, обернёмся назад и рассмотрим убранство западной стены.

    Повернувшись лицом на запад, оставим за спиной бесконечно длинный неф. Когда стоишь лицом к западной стене, впечатление от храма меняется. Он уже не кажется холодным и строгим, совсем наоборот – тёплым и необыкновенно красивым. Скульптуры на стене, подобно фрескам в православном соборе повествуют о Библейских событиях. Но если в наших храмах на западной стене по канону изображают Страшный суд, здесь иллюстрации другого рода – события, предшествующие Рождеству Христову.

    Схема расположения фигур:

    Рассказ начинается с изображения внизу слева трёх пророков – Иоанна Предтечи, Исайи, Давида.

    Им соответствуют фигуры слева – сцена причащения воина – предшественник Христа царь Мельхиседек, он одет в одежды XIII века, царь и священник Бога Всевышнего, подносящий хлеб и вино Аврааму.

    Во втором ярусе слева: ангел возвещает Иоакиму и Анне о рождении Марии.

    В третьем ярусе слева: встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот.

    Четвёртый ярус слева: Исайя указывает на ясли.

    Пятый и шестой ярусы: Избиение младенцев.
    Седьмой ярус (7) – Бегство в Египет и два символа непорочности Марии – Неопалимая Купина и руно Гедеона.

    Второй ярус справа: Иоанн Предтеча. В дерево вонзён топор – символ грядущего судного дня.

    Третий ярус справа: Иоанн Предтеча обличает Ирода в беспутстве.

    Четвёртый ярус справа (11) – Агнец Божий, пятый ярус справа (12) – Захария получает весть о рождении Иоанна:

    Пятый ярус справа (13) – Крещение Господне, Проповедь Христа (14): Последний ярус справа (15) – история мощей Иоанна Предтечи.
    Под окном-розой в простенке центрального портала установлена фигура святого Никеза. Он основал первый собор в Реймсе в 407 году и принял мученическую смерть, убитый вандалами на пороге храма.

    Роза западного фасада

    Эти сюжеты тесно связаны со сценами, изображёнными на окне-розе. Оно бывает особенно красиво в солнечный день на закате, когда в цветных стёклах витражей резвятся солнечные лучи.

    Сюжеты витража посвящены Пресвятой Богородице. В центре розы помещена сцена Успения Богородицы (М). В 12 лепестках вокруг Успения изображены 12 апостолов (6). В следующем ряду лепестков, их 24, увидим ангелов с серафимов, готовых вознестись на небо вместе с Марией (5), на внешнем круге розы в четырёхлистниках – пророки и цари-предшественники Христа встречают Богородицу в раю.

    Схема витражей центрального окна-розы западного фасада. D – Бог, А – два ангела с коронами, 1- Исайя, 2 – Иеремия, 3 – Иезекииль, 4 – Даниил, 7 – два ангела с коронами, 8 – шесть царей Израилевых

    Боковые внутренние фасады западной стены украшены композициями, которые тесно связаны с темами убранства внешней стороны.

    В 1914 году собор подвергся артобстрелу. Сгорели деревянные конструкции, огонь повредил многие скульптуры, пострадали витражи. Боковые части западного портала восстановлены в ХХ веке.

    Собор Нотр Дам Реймс . Витражи

    С юга (слева) – сцены Страшного суда.

    С севера (слева) – сцены Страстей Господних.

    Розы трансепта

    Проходим вглубь собора, к трансептам храма. Изумительны окна-розы трансептов. В окне-розе северного трансепта витражи выполнены на тему сотворения мира.

    1-Сотворение Адама, 2-Адам и Ева в раю, 3-Адам и Ева у древа познания, 4-Первородный грех, 5-Бог, осуждающий Адама, 7-Адам, возделывающий землю и грядущая Ева, А-Твари земные, L-ангелы, 8-кормящая Ева, 9-Каин, возделывающий землю, 10-Приготовление к жертовприношению, 11-Жертвоприношение Адама, 12-Каин убивает Авеля.

    Самые старые витражи украшают галереи хора, их выполнили в XIII веке. Хоры находятся в восточной части храма, за алтарём. Вокруг них идёт галерея.

    Схема собора, где указаны этапы строительства:

    А – Главный алтарь, Пресвятая Богородица.
    В – место совершение крещения.
    Голубым цветом выделен современный собор. Таким он стал в XIII
    Жёлтый – фасад и хор построенный при Самсоне. Расширение собора в XII веке.
    Коричневый – собор Нотр Дам Реймс построенный Эббоне и Хинкмаре, IX век.
    Розовый – первоначальный собор, построенный при епископе Никезе, V век.

    Старейшие витражи собора

    Самые старые витражи, 1235 года, украшают верхние окна хоров. Под сводами изображены Распятие и Богородица с младенцем. Их окружают апостолы и епископы. Схема расположения витражей хора.
    Схема центральной части.

    Три витража слева.

    Три витража справа.

    Буквами и цифрами на схеме отмечено время изготовления витражей. Дело в том, что существовало два проекта витражей, но первый из них был на время отставлен. Цифрами обозначена последовательность выполнения витражей во второй четверти XIII века. Боковые витражи хора под литерами А выполнены позже, когда возобновили первый проект.

    Некоторые витражи храма выполнены в ХХ веке. Прошу простить почтенную публику за столь долгое повествование и столь медленное продвижение к кульминации церковного убранства. Да простят меня специалисты в истории искусств, но для меня замечание супруга о том, что в реймском соборе Нотр Дам есть витражи Марка Шагала, прозвучала так, будто мне назначена аудиенция с самим маэстро.

    – Только не говори, где их искать. Я сама узнаю, – поторопилась я и пошла осматривать все витражи, боясь пропустить те, которые с исторической точки зрения большой ценности не представляют. Но разве можно их спутать с другими?

    Шагал закончил работу над витражами в 1971 году. Ему помогали витражный мастер Чарльз Марк (Charles Marq) его жена, Бриджит Симон (Brigitte Simon). Специально для прославленного маэстро, Чарльз Марк возобновил реймскую средневековую технику голубого фона XIII века, которая удивительно оттеняет все композиции Шагала.

    Центральная часть шагаловских витражей посвящена Ветхому завету, Христу и Аврааму. Вверху в розе – Торжество Святого Духа, ниже справа – Распятие, под ним – Авраам и Мельхиседек, три ангела у Авраама, сон Авраама. В левой части центрального окна сцены Христа, восстающего из гроба (слева от Распятия), ниже – Снятие с Креста, жертва Исаака, Исаак благословляет Иакова, сон Иакова.

    Композиции слева повествуют о царях Иудеи и пророчествах. В окне-розе – Пророки, возвещающие пришествие Христа. Слева сверху вниз: Пречистая Дева с младенцем, справедливый суд царя Соломона, древо Иессеево. Справа сверху вниз: Молящиеся народы, Давид, играющий на арфе, отверженный царь Саул.

    Поскольку реймсский собор являлся местом коронации, в левом окне представлены композиции из жизни королей Франции. Помазанники Божии с крещения короля Хлодвига, подобно царям Иудейским, они продолжают древо Иессеево в Новом Завете. В верхнем круглом окне – Агнец Божий, окружённый четырьмя Евангелистами. Справа вверху – Небесное Царствие, слева вверху – притча о Добром Самаритянине. Ниже – земные цари. Ниже справа – коронация Карла VII в присутствии Жанны д’Арк, слева – справедливый суд Людовика Святого. Внизу слева – крещение Хлодвига, слева – коронация Людовика Святого.

    Потрясённые величием собора, оглушённые неземной красотой витражей мы пропустили коллекцию гобеленов, которые экспонируются в боковых нефах храма. Семнадцать шпалер, выполненных в начале XVI века заказаны архиепископом Робертом де Ленокуром, посвящены житию Богородицы. Выполнены они в неизвестной мастерской в Реймсе или во Фландрии.

    Часть сокровищницы реймского собора выставлены во дворце Тау, он прилегает к собору.

    Это бывшая резиденция архиепископов. Большой зал дворца первоначально имел форму Т, поэтому дворец называют Тау или, по французски, То. Здесь экспонируются некоторые подлинные статуи собора, золотые и серебряные предметы, в том числе талисман Карла Великого, чьи мощи хранятся в Королевской капелле Аахена. Выставляются здесь и реликвии, связанные с коронационными церемониями.

    Собор Нотр Дам Реймс . Параметры

    Для полноты рассказа приведём параметры храма:
    Наружная длина: 149,17 м
    Внутренняя длина: 138,69 м
    Длина нефа: 115 м
    Наружная ширина стен нефа: 34,07 м
    Ширина трансептов: 61,25 м
    Ширина главного нефа по оси опор: 14,65 м
    Высота свода главного нефа: 38 м
    Высота сводов боковых нефов: 16,40 м
    Высота башен: 81 м
    Общая площадь под зданием: 6650 кв.м
    Общая площадь внутри знадия: 4800 кв.м

    К сожалению, меры или шкалы для измерения впечатлений ещё не придумали. В нашей личной иерархии, чувства от встречи с собором занимают одно из самых высоких мест. И если Господу будет угодно, мы непременно снова вернёмся в имперский город Реймс и не откажем себе в удовольствии ещё раз насладится высоким искусством средневековых зодчих, труд которых бережно сохраняли и восстанавливали поколения скульпторов и архитекторов.

    В статье использованы материалы и иллюстрации книги Патрика Демуи “Реймсский собор”, перевод Бориса Карпова, серия “Искусство познания”

    Источник

    Самые великолепные готические соборы Франции

    Шартрский собор

    Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города. В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад — единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием «роза». Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах «розы» можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145— 1155 гг.) собора в Шартре — яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.

    ]Собор в Анжере.

    Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
    Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.

    Источник

    Читайте также:  Генеральная уборка квартир с гарантией чистоты
  • Related Post

    При включении компьютера открывается браузер Как убратьПри включении компьютера открывается браузер Как убрать

    При включении компьютера открывается браузер. Как убрать? Если читатель регулярно посещает веб-ресурсы сомнительного содержания или загружает оттуда какие-либо утилиты, то он может быть уверен в том, что рано или поздно

    Мытье фасадов подробная инструкция понятно и доходчивоМытье фасадов подробная инструкция понятно и доходчиво

    Мытье фасадных окон Единая Клининговая Служба использует сертифицированное оборудование и профессиональные средства. Приятные скидки для новых клиентов и еще более интересное предложение для постоянных заказчиков. Наши сотрудники ценят свою работу

    ТОП 11 лучших роботов мойщиков оконТОП 11 лучших роботов мойщиков окон

    11 лучших роботов-мойщиков окон Автоматические роботы-мойщики для окон вошли в привычный быт людей совсем недавно, но сразу завоевали популярность. Они просты в использовании, доступны по цене, а главное – качественно

    Adblock
    detector