Окон тасс что это

«О́КНА ТАСС»

«О́КНА ТАСС», аги­тац. по­ли­тич. пла­ка­ты, вы­пус­кав­шие­ся Те­ле­граф­ным агент­ст­вом Со­вет­ско­го Сою­за (ТАСС; ны­не ИТАР-ТАСС) в го­ды Вел. Отеч. вой­ны. «О. Т.» бы­ли соз­да­ны в пер­вые дни вой­ны ху­дож­ни­ка­ми, ра­бо­тав­ши­ми в «Ок­нах РОСТА», счи­тав­ши­ми се­бя про­дол­жа­те­ля­ми В. В. Мая­ков­ско­го и воз­ро­див­ши­ми тра­ди­ции этих зна­ме­ни­тых пла­ка­тов. Назв. «О. Т.» (че­рез ТАСС шли все по­след­ние из­вес­тия, свод­ки Ин­форм­бю­ро) бы­ло ана­ло­гич­ным «Ок­нам РОСТА». «О. Т.» соз­да­ва­ли ху­дож­ни­ки В. Н. Де­ни, Н. Ф. Де­ни­сов­ский (воз­глав­лял ре­дак­цию), Б. Е. Ефи­мов, Б. В. Ио­ган­сон, В. Б. Ко­рец­кий, П. И. Ко­тов, Ку­кры­ник­сы, В. В. Ле­бе­дев, Д. С. Мо­ор, Г. Г. Нис­ский, А. А. Ос­мёр­кин, Ю. И. Пи­ме­нов, Г. К. Са­виц­кий, П. П. Со­ко­лов-Ска­ля (худ. рук.), М. М. Че­рем­ных; пи­са­те­ли и по­эты М. И. Али­гер, Н. Н. Асе­ев, Д. Бед­ный, О. М. Брик, В. М. Ин­бер, В. П. Ка­та­ев, В. И. Ле­бе­дев-Ку­мач, С. Я. Мар­шак, С. В. Ми­хал­ков, С. С. На­ров­ча­тов, К. М. Си­мо­нов, Н. А. Че­рем­ных, С. П. Щи­па­чёв, И. Г. Эрен­бург и др. (св. 200 че­ло­век). С пер­вых дней вой­ны соз­да­ва­лись пла­ка­ты ан­ти­фа­ши­ст­ско­го, пат­рио­тич., ге­ро­ич. со­дер­жа­ния, ко­то­рые вы­ве­ши­ва­лись в вит­ри­не мас­тер­ской «О. Т.» на Куз­нец­ком Мос­ту в Мо­ск­ве. Ис­поль­зо­ва­лись раз­нооб­раз­ные ху­дож. тех­ни­ки и приё­мы: жи­во­пись мас­лом, ак­ва­ре­лью, тем­пе­рой, ори­ги­наль­ная гра­фи­ка. Со­че­та­ние изо­бра­зит. приё­мов «Окон РОСТА» и тра­ди­ций рус. луб­ка с их са­ти­рич. ост­ро­той и об­ще­по­нят­но­стью бы­ло расс­чи­та­но на са­мые ши­ро­кие мас­сы зри­те­лей. Сна­ча­ла пла­ка­ты вы­хо­ди­ли в од­ном эк­зем­п­ля­ре или ма­лень­ким ти­ра­жом, впо­след­ст­вии ти­раж вы­рос до 1,5 тыс. эк­зем­п­ля­ров; их от­прав­ля­ли на фронт, рас­про­стра­ня­ли в ты­лу (все­го за го­ды вой­ны вы­шло св. 1200 вы­пус­ков «О. Т.»). Раз­мно­жа­ли пла­ка­ты вруч­ную бри­га­ды рез­чи­ков тра­фа­ре­тов; тра­фа­рет­ная тех­ни­ка ис­пол­не­ния пла­ка­тов по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­во­ва­лась и ус­лож­ня­лась (чис­ло цве­тов до­хо­ди­ло до 10–12 и бо­лее). Ху­дож­ни­ки и пи­са­те­ли мол­ние­нос­но, «с пу­ле­мёт­ной бы­ст­ро­той», реа­ги­ро­ва­ли на во­ен. со­бы­тия и опе­ра­тив­но от­ра­жа­ли их в бро­ских аги­тац. фор­мах, изо­бра­же­ния со­про­во­ж­да­лись мет­ки­ми и ост­ры­ми сти­хотв. тек­ста­ми. Те­ма­ти­ка пла­ка­тов оп­ре­де­ля­лась за­да­ча­ми то­го или ино­го эта­па борь­бы с вра­гом. Мн. пла­ка­ты пред­став­ля­ли со­бой ост­ро­ум­ные хлё­ст­кие ре­пор­та­жи со всех фрон­тов, по­ли­тич. эпи­грам­мы на А. Гит­ле­ра, его ок­ру­же­ние и со­юз­ни­ков («На­ша аз­бу­ка», се­рия на­чи­на­лась с бу­к­вы «А» и со­про­во­ж­да­лась ри­сун­ка­ми и дву­стиши­я­ми – напр., «У кас­ки вражь­ей есть ро­га, ум­нём их в го­ло­ву вра­га!», «Днём фа­шист ска­зал кре­сть­я­нам: «Шап­ку с го­ло­вы до­лой!». Но­чью от­дал пар­ти­за­нам кас­ку вме­сте с го­ло­вой.»). По ти­пу мо­с­ков­ских соз­да­ва­лись «О. Т.» в Ле­нин­гра­де, Аш­ха­ба­де, Ба­ку, Мур­ман­ске, Том­ске, Са­ра­то­ве, Сверд­лов­ске, Таш­кен­те и др. го­ро­дах СССР. «О. Т.» во­шли в ис­то­рию не толь­ко со­вет­ско­го, но и ме­ж­ду­нар. пла­ка­та.

Источник

Окон тасс что это

«Окна ТАСС» — агитационные плакаты с призывами к защите Родины. Без сомнения, эти плакаты были самым настоящим идеологическим оружием и участвовали в зарождении и поддержании советского патриотизма. В годы войны это было очень важно, так как моральный дух — это огромная составляющая успеха и Победы, Великой Победы.

С 17 ноября 2011 года по 7 января 2012 года в Нью-Йорке, в Галерее современного искусства Эндрю Эдлина, проходит выставка агитационных политических плакатов «Окна ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза)», которые выходили во времена Великой Отечественной войны.

Редкие, ручной работы, огромные, некоторые высотой как от земли до баскетбольного кольца, плакаты были раскопаны в обширных хранилищах отдела печатных изданий и рисунков Института искусств Чикаго несколько лет назад.

Источник

«Окна ТАСС» — оружие Победы

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье рассказывается о творчестве «Окон ТАСС» — коллектива талантливых авторов: художников, поэтов, прозаиков в уникальном по своему воздействию жанре плаката. Особенно актуальным и востребованным плакат стал в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Summary. The article tells about the creative work of ‘TASS Windows’ — the collective of talented authors: artists, poets, writers within the poster genre, which is unique in its influence. During the Great Patriotic War of 1941-1945 poster was particularly relevant and called-for.

ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

КОЛЕСНИКОВА Лариса Ефимовна— литературовед, Заслуженный работник культуры РФ

(Москва. E-mail: poesiya@rambler.ru).

«ОКНА ТАСС» — ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ

Творчество художников, поэтов, журналистов, составивших во время Великой Отечественной войны основной костяк объединения «Окна ТАСС», справедливо считают мощным пропагандистским оружием. В этом нас убеждают многочисленный архив плакатов, публикации воспоминаний, изыскания специалистов. В этом ряду выделяются материалы литературоведа, заслуженного работника культуры РФ, автора книги-монографии «Окна ТАСС 1941—1945. Орудие Победы» Ларисы Ефимовны Колесниковой. Предлагаем вашему вниманию исследование Л.Е. Колесниковой творчества коллектива «Окон ТАСС» как опыта пропаганды героического наследия нашего народа, борьбы с пороками общества, а также призыва к борьбе с внутренним врагом.

color_blok_9_16a

Поэтической и художественной летописью Великой Отечественной войны называют «Окна ТАСС» не только почитатели плакатного жанра, но и историки. «Окна ТАСС» рассказывали о героизме советских воинов, призывали к защите Отечества, в сатирической форме высмеивали Гитлера и его сателлитов. По силе своего эмоционального воздействия их сравнивали с такими героическими и фундаментальными произведениями, как «Ленинградская симфония» Д.Д. Шостаковича и «Священная война» А.В. Александрова. За 1418 дней войны художниками «Окон ТАСС» были созданы 1250 плакатов, и, как утверждали бойцы, эти плакаты были таким же грозным оружием, как и их винтовки и автоматы.

Коллектив «Окон ТАСС» фактически объединился уже на второй день войны. Мастерская располагалась в центре Москвы — на улице Кузнецкий мост. Первый плакат «Окон ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики и искусствоведы.

Читайте также:  Особенности замены старого элемента

Плакаты изготавливались художниками и тиражировались не типографским способом, а с помощью трафаретов, вручную. Бессменным заведующим редакцией и организатором «Окон ТАСС» стал Н.Ф. Денисовский, сплотивший в коллективе более 130 художников и 80 поэтов.

Многие авторы, работавшие в «Окнах ТАСС», были широко известны, например, художники Кукрыниксы (трио — М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), Б.Е. Ефимов, П.П. Соколов-Скаля, поэты Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач, Константин Симонов, Самуил Маршак, писатель Илья Эренбург.

Впоследствии мастерские, подобные «Окнам ТАСС», создавались в крупнейших городах нашей страны и союзных республиках. Это было мощное патриотическое движение, охватившее всю страну. Каждый выпуск «окон» в действующей армии ждали не меньше, чем поставок боеприпасов и военной техники.

Уже в первых плакатах тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, ещё раз напомнить о тех тяжёлых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Один из плакатов так и назывался — «Русский народ». На нём были изображены картины битв русских воинов с тевтонцами на Чудском озере, с ордами Мамая, с прусскими войсками, войсками Наполеона. Все эти битвы закончились победой русского воинства.

Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строки из произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского и других классиков.

Написанные о событиях давно минувших дней, они приобретали современное звучание. Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив всё же умудрялся ежедневно выпускать новое «окно». При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали «семейным подрядом» — работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Совинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях — не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвящённые битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова.

Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К. Симонова «Убей его!» был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!

Особенно напряжённо работала редакция «Окон ТАСС» в условиях, когда фашисты подходили к Москве. Основной состав редакции был эвакуирован в Куйбышев, в Москве осталась горстка художников и поэтов, которые не хотели покидать город. Среди них был и художественный руководитель мастерской П.П. Соколов-Скаля.

С 20 октября столица стала жить на положении осаждённого города. Чтобы убедить всех москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого «окна» писать дату и слово «Москва». Это был период самого напряжённого, прямо-таки каторжного труда. Сам Соколов-Скаля, работая над особо срочными плакатами, не выходил из мастерской сутками. Вскоре, расклеенные по всей Москве, они призывали: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Не быть врагу в красной столице!», «Преградим дорогу врагу!», «Не отдадим Москву!», «Ни шагу назад!». В эти дни был создан новый тип плаката — «окно» героическое, звавшее к обороне, к защите Отечества. Это были плакаты с изображением монументальных фигур с подписями лозунгового характера. Только за два месяца (октябрь—ноябрь) были выпущены около 200 плакатов! Коллектив мастерской работал по 12 часов в смену. Это был поистине героический, самоотверженный труд людей, отдавших, в буквальном смысле слова, все свои силы ради Победы.

Мастерская, состоявшая из двух комнат, не имела вентиляции, плохо отапливалась. Дверь в ночное время в связи со светомаскировкой была закрыта. Скапливавшиеся в трафаретном цеху пары ацетона и растворителей затрудняли дыхание. Как вспоминал художник М.М. Соловьёв, часто измученные холодом и голодом люди теряли сознание. И порой рядом с приехавшей с фронта за плакатами машиной стояла «скорая помощь», прибывшая к сотруднику, потерявшему сознание. И никогда, ни от кого не было слышно жалоб. «Всё для фронта!», «Всё для победы!». Эти лозунги стали священными для каждого сотрудника.

Связь с фронтом поддерживалась постоянно. У дверей мастерской на Кузнецком мосту можно было видеть фронтовые машины, приехавшие за очередным тиражом. Нередко тассовцы сами выезжали в расположение воинских частей и устраивали прямо на передовой импровизированные выставки «Окон ТАСС».

Плакаты «Окон ТАСС» во время войны были действенным идеологическим оружием. Их можно было увидеть не только на броне танков или на фюзеляже самолёта. Например, такие плакаты, как «На приёме у бесноватого фюрера» художников Кукрыниксы, приводили нацистов в бешенство. Особенно усердствовали в разжигании этого чувства среди оккупантов партизаны. В Харькове партизаны полностью заклеили «Окнами ТАСС» здание местного гестапо. Нет нужды объяснять, что испытывали фашисты, увидев поутру столько едко-сатирических антинацистских плакатов. А в Туле и Витебске плакаты, наклеенные на дома и сильно прихваченные морозом, да так, что отодрать их от стен не было никакой возможности, были в ярости расстреляны нацистами. Бессильная злоба немцев к «Окнам ТАСС» была столь велика, что Геббельс угрожал лично «вздёрнуть на виселицу всех, кто работает в «Окнаx ТАСС» сразу же после взятия немецкими войсками Москвы».

Читайте также:  Схема проезда к Окна Контакт в Санкт Петербурге

Политуправление Красной армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки разбрасывали на оккупированных гитлеровцами территориях партизаны. В них указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Особой популярностью на фронте пользовались карикатуры на Гитлера. Однажды тассовцы получили письмо с фронта от политрука Писарева, в котором он написал: «…остро назрела ещё одна потребность в массовом выпуске плакатов большого формата с надписями на немецком языке. Такие у нас выставляются метров в ста или ближе от немецкой линии обороны. Например, был нарисован портрет Гитлера с надписью: “Он виновник войны, стреляйте в него”. Но изготовление таких плакатов здесь, на фронте, является делом очень затруднительным, не позволяют условия, нет времени и материалов, а их требуется много, нужны большие куски фанеры или ткани, и нет зачастую художественных сил. Можно ли изготовить такие плакаты в центре и присылать нам?».

Впоследствии из фронтовых писем Писарева тассовцы узнали ещё об одной «коронной» шутке некоторых смельчаков на нашей передовой — когда плакаты с портретом Гитлера минировались. Эффект заключался в том, что наши разведчики ещё ночью выставляли плакат с немецким текстом на линии обороны, а на рассвете, когда не было видно чёткого изображения рисунка и текста, фашисты начинали расстреливать своего фюрера… Когда немцы, наконец, понимали, что сделали оплошность, и хотели было снять портрет, он оказывался заминированным.

«Окна ТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны были проведены шесть выставок — в Англии, в США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявление о приёме их добровольцами в ряды Красной армии. В Хельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!». И ещё одна запись: «Пропаганда! Но надо сознаться, отвечает действительности!». И подпись: «Бывший эсэсовец». Этот отзыв по сути отражал профессионализм и искренний патриотизм сотрудников «Окон ТАСС». Да, плакаты-рисунки, безусловно, были пропагандой, но во имя и от имени народа, поднявшегося против своего уничтожения. Потому эта пропаганда и отвечала действительности.

Один из американских фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку «Окон ТАСС», мотивируя свою просьбу тем, что хоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этих плакатах, однако, вывешенные в цехах его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочих, что чрезвычайно выгодно. «Некоторые из «Окон», — писала в августе 1942 года “Вечерняя Москва”, — целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».

Как уже говорилось, большим успехом сатирические «Окна ТАСС» пользовались благодаря не только высокой аутентичности, как говорят сегодня специалисты — исследователи творчества художников, но и уровню талантливости авторов. Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других фашистских главарей. Здесь помимо художественного мастерства необходимо было быть тонким психологом. Борис Ефимов вспоминает: «Я где-то вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс носил кличку “Микки Маус” по имени известного мультипликационного мышонка. Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать “мастера большой лжи” в соответствующем облике».

Советское правительство высоко оценило работу коллектива. В 1942 году группе поэтов и художников были присуждены девять Государственных премий. Их получили С.Я. Маршак, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н. Соколов), П.П. Соколов-Скаля, Г.К. Савицкий, Н.Э. Радлов, П.М. Шухмин, М.М. Черемных.

Нет сомнения в том, что «Окна ТАСС» навсегда останутся одной из ярких страниц в истории культуры нашей страны. А высокая гражданская позиция лучших представителей отечественной культуры, которые своим самоотверженным трудом в художественных мастерских на Кузнецком мосту приближали Победу, без сомнения, является образцом служения Родине и своему народу.

Источник



«Искусство наглядной пропаганды»: 75 лет «Окнам ТАСС»

Редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката «Окно ТАСС» была создана 25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны. Она разместилась в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту.

Что такое «Окна ТАСС»?

  • Агитационные плакаты военной тематики, выпускавшиеся вручную, трафаретным способом, без использования каких-либо технических средств. Были созданы по образцу «Окон сатиры РОСТА», выпускавшихся в годы Гражданской войны.
  • Коллектив художников, в который входило свыше 560 человек.
  • Узнаваемый «брусковый» шрифт, разработанный художником Виктором Масленниковым.
  • Работа в три смены и до 1000 экземпляров плакатов ежесуточно.
  • Строгий регламент: в авторских плакатах должно было быть использовано не более 10 цветов, а время, разделявшее изготовление оригинала и выход готового плаката, не превышало 24 часов.
  • 15 млн экземпляров плакатов, выпущенных за годы существования редакции, с 25 июня 1941 года по 29 декабря 1946 года.

Первый тираж «Окон ТАСС» (8 оригинальных плакатов, 308 экземпляров) был выпущен и расклеен на улицах Москвы 27 июня.

Читайте также:  Дефлекторы окон vinguru skoda octavia a7 2013 лифтбек в Санкт Петербурге

В дальнейшем все макеты, одобренные художественным советом редакции, отправлялись на утверждение ответственному руководителю ТАСС Якову Хавинсону (занимал пост с 1939 по 1943 год) и инструктору Отдела агитпропа ЦК ВКП(б) Павлу Лебедеву-Полянскому.

Во время битвы за Москву 1941-1942 годов сотрудникам «Окон» приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художникам сначала пришлось перейти на работу со скипидаром, а затем и с ацетоном. Из-за необходимости соблюдать условия светомаскировки (мастерские «Окон» находились рядом со зданиями МИД и КГБ) проветривать помещения в ночное время не представлялось возможным. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить от трех до шести трафаретчиков в тяжелом состоянии.

Солдаты, приезжавшие в столицу за новым тиражом плакатов, приводили слова немцев: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах», будут висеть на фонарных столбах».

После разгрома фашистов под Москвой по просьбе Комитета партизанского движения «Окна ТАСС» стали выходить в формате небольших листовок 30 х 20 см, чтобы активно распространяться участниками партизанских отрядов.

Всесоюзное общество культурных связей (ВОКС) заказывало дубликаты плакатов для заграницы. «Окна ТАСС» направляли в 20 стран мира, в том числе в США, Великобританию, Китай, Швецию и страны Латинской Америки.

В 1942 году несколько сотрудников редакции получили Государственную премию за вклад в поднятие боевого духа в период войны, в их числе: поэт Самуил Маршак, творческий коллектив Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов) и художники Павел Соколов-Скаля, Георгий Савицкий, Николай Радлов, Петр Шухмин, Михаил Черемных.

Также печатники и резчики редакции были награждены медалью «За оборону Москвы».

Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС», как не пройдут мимо «Окон РОСТА». И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу

Михаил Калинин
Член Политбюро ЦК (1926-1946)

При подготовке материала была использована книга воспоминаний художника В.А. Масленникова, работавшего в «Окнах ТАСС».

Источник

«Окна ТАСС»

«Окна ТАСС», агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Ленинградским отделением Телеграфного Агентства Советского Союза с 25 июня 1941. К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «Окон ТАСС» , на которых помещались сводки Совинформбюро, телеграммы из-за рубежа, карикатуры, стихи, фотографии. В подготовке активно участвовали поэты В. М. Саянов, А. А. Прокофьев, М. А. Дудин, художники В. А. Гальба, Б. М. Лео, В. Селиванов, П. А. Горбунов. С августа 1943 до 1945 издавались фронтовые «Окна ТАСС» , призывавшие к победе над врагом, прославлявшие героизм советских людей, славные традиции русской истории. Техника исполнения плакатов (трафарет) постепенно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10—12 и более).

Литература:
Художники Ленинграда в годы блокады, Л., 1965.

Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». — М.: Большая Российская энциклопедия . Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др. . 1992 .

Смотреть что такое ««Окна ТАСС»» в других словарях:

Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты Окон ТАСС призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей,… … Художественная энциклопедия

ОКНА ТАСС — «ОКНА ТАСС», агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы (см. КУКРЫНИКСЫ), В. В. Лебедев (см. ЛЕБЕДЕВ Владимир… … Энциклопедический словарь

ОКНА ТАСС — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Большой Энциклопедический словарь

Окна ТАСС — Окна ТАСС агитационные плакаты с призывами к защите Родины (наследник Окон РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны. Это был специальный вид малотиражного плаката,… … Википедия

Окна ТАСС — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Ленинградским отделением Телеграфного Агентства Советского Союза с 25 июня 1941. К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «О. Т.», на которых помещались сводки… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

«Окна ТАСС» — ÓКНА ТАСС (Телеграфного агентства Сов. Союза), агитационно политич. плакаты. Возникли в годы Вел. Отечеств. войны как продолжение в новых историч. условиях известных Окон сатиры РОСТА (Росс. телеграфного агентства), создававшихся В. В. Маяковским … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

«Окна ТАСС» — Окна ТАСС . В. В. Лебедев. Наша азбука ( Ослы на Геббельса похожи ; текст С. Я. Маршака). 1943. «Окна ТАСС», агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны… … Художественная энциклопедия

Окна ТАСС — («Окна ТАСС») агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (См. Телеграфное агентство Советского Союза) (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к… … Большая советская энциклопедия

«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в период Великой Отечественной войны. Призывали советский народ к героической борьбе на фронте и самоотверженному труду в тылу, прославляли подвиги… … Москва (энциклопедия)

«Окна ТАСС» — агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и др. городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Энциклопедический словарь

Источник

Related Post

Можно ли использовать парогенератор для мытья оконМожно ли использовать парогенератор для мытья окон

Мытьё окон шваброй: как выбрать подходящую модель и использовать для идеальной чистоты Выбираем швабру для оконных стёкол Многие хозяйки осуществляют мытьё окон шваброй. Конечно, проще вымыть стекло подходящей тряпкой и

A904009 F Упор газовый багажника окно Hyundai Tucson 04 10 бренда FENOXA904009 F Упор газовый багажника окно Hyundai Tucson 04 10 бренда FENOX

A904009 F-Упор газовый багажника (окно)Hyundai Tucson 04-10 бренда FENOX Характеристики Аналоги Доставка Как купить Контакты Узнать цену A904009 производителя FENOX Все цены в нашем интернет магазине на A904009 производителя FENOX,

Adblock
detector