От кого строились оборонительные стены

Статья. Убранство Древнего Рима

Как известно, римляне унаследовали от греков многое. Однако любовь к роскоши стала в их интерьерах определяющей доминантой. Именно у римлян сложилась та система типов жилых зданий, которой мы пользуемся и теперь. Это городской дворец, или просто дом (domus), затем — многоквартирный и многоэтажный городской жилой дом, имевший название «инеула», и, наконец, загородная вилла. Все те подлинные интерьеры, что мы можем видеть сегодня благодаря раскопкам в Помпеях, демонстрируют один вид римского жилища — «domus». Их роскошь представляется невероятной даже по сегодняшним меркам.

Упомянутые выше Помпеи стали кладезем знаний о быте древней культуры. Вулканический пепел, образовавшийся во время извержения Везувия в 79 г. н. э., сохранял город в неприкосновенности на протяжении долгих веков. Здесь было гораздо больше великолепных, ухоженных домов, чем, к примеру, в городах средневековья и даже эпохи Возрождения. Улицы украшены фонтанами и другими искусно оформленными водоемами с источниками: вода лилась то из разинутой пасти животного, то, например, из опрокинутого сосуда с сидящим на нем петухом.

Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму — главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое также стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имилювий (бассейн) в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей, вели деловые разговоры. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни). Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум. С течением времени из ниши, предназначенной для супружеского ложа, она эволюционировала в парадный кабинет хозяина. По бокам таблинума находились триклинумы (столовые). В богатых домах имелся еще перистиль — дворик с внутренней колоннадой, где устраивали сады с водоемами и статуями.

В Древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры.

Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное здание, впервые в нем строится сцена. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Колизей, вмещавший 50000 зрителей, предназначался он для гладиаторских боев.

Римские императоры строили дома в соответствии с личными вкусами и капризами. Например, Нерон построил «Золотой дом» — огромный дворцовый комплекс в центре Рима, внутреннее убранство которого было отделано золотом, перламутром, драгоценными камнями, потолки были обшиты слоновой костью и могли вращаться, при этом с них сыпались живые цветы.

Конечно, дома римских патрициев (родовой знати) выглядели не столь помпезно, как у императора, однако были значительно более представительными (репрезентативными), чем греческие. Ибо здесь хозяин принимал своих клиентов и не хотел «ударить в грязь лицом». Вокруг центрального зала (атриума) располагались спальни (кубикулы) и столовые (триклинии). Причем различались триклинии летние, выходящие в перистиль, и зимние, сообщающиеся с кабинетом хозяина (таблинумом). Перистиль, как и в греческих домах, был гордостью хозяев, местом уюта и тишины. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах. Как и у греков, у римлян были популярны настенные росписи, которые создавали иллюзию расширения внутреннего пространства для тесных комнат. Археологи, делавшие раскопки, даже стали называть здания по сюжету фресок, связанному с личностью владельца. Конечно, мы не призываем расписывать стены картинами из профессиональной деятельности хозяев. Но, может быть, стоит поискать в своей жизни какую-нибудь тему или идею и воплотить ее в стиле дома.

Примером могут служить росписи зала на вилле Мистерий. Загадочное их содержание исследователи связывают с дионисийским культом. По-видимому, хозяйка виллы была жрицей этого культа, кстати, запрещенного в Риме специальным указом Сената. Зал расположен справа и, вероятно, не относится к той части дома, о которой Витрувий писал: «Публичные комнаты — это такие, куда любой имеет право войти запросто, — например, вестибюль или перистиль».

Технология римской настенной живописи была довольно сложной и многодельной. Предполагается, что после нанесения многослойной грунтовки, заключавшей в себе истолченный в порошок мрамор, роспись делали с помощью комбинирования пигментов, приготовленных на воске и яйце. Затем шла полировка шерстью, после чего шелковой кистью наносился расплавленный с растительным маслом пунический воск. Вслед за этим к стенам подносили раскаленные угли из чернильного ореха и снова разглаживали и полировали поверхность чистым полотном. Однако римляне покрывали стены своих домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, иногда гранитом, В I в. н. э. особенно популярным стал такой вид декора, как мозаика. Она могла украшать и пол, и потолок, и даже колонны.

Существовал также особый жанр мозаики, называемый эмблемата. Это были изделия особенной красоты и тщательности исполнения, предназначенные для неспешного разглядывания. Часто они покупались как станковые произведения и включались в разнообразные декоративные схемы. Наиболее впечатляющий предмет такого рода — мозаика, изображающая битву Александра Македонского с царем Дарием, — был найден в Помпеях в «доме Фавна». Дом этот, название которому дала бронзовая скульптура танцующего Фавна, являет собой лучший образец жилой постройки того периода. Цельность интерьера достигнута благодаря контрастному сочетанию разнообразных мозаичных полов со строгими оштукатуренными стенами, украшенными рельефами.

Всяческого восхищения и воспроизведения в оформлении современных домов заслуживает прием направленного естественного света от окна — на эмблемату или другое произведение искусства. Подоконники здесь делались настолько широкими, что на них умещались небольшие садики. Таким образом, существующая у нас мода превращать лоджию в зимний сад имеет еще древнеримские корни. Наверное, римлянам, как и нам, не хватало в городах живой природы.

В римском атриуме находился очаг, посвященный богине Весте, хранительнице дома. В нишах часто помещали бюсты предков — для демонстрации гостям, которых принимали здесь же, в атриуме. Богатые дома могли иметь несколько атриумов и несколько перистилей. В таблинуме находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи. В доме существовали еще термы (бани) с бассейнами горячей (кальдарий) и холодной (фригидарий) воды, изящной бронзовой утварью, фресковыми росписями. Имелась система центрального отопления, которое осуществлялось за плату в городскую казну, и, конечно, знаменитый римский водопровод.

Жизнь семьи проходила под покровительством не только богини Весты, но и духов-покровителей — гениев места и человека, которых называли ларами и пенатами, и которым в доме воздвигались алтари. Убранство парадных помещений дополняли изделия из стекла и бронзы. Бронзовые треножники и курильни; канделябры в форме раскидистого дерева, фигуры человека или фантастических существ (заимствование из культуры этрусков); дверные ручки-кольца с рельефным изображением Медузы-Горгоны, отвращающей зло; сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, сфинксов и звериных лап составляли неотъемлемую часть быта.

К главной части дома патриция примыкали хозяйственные постройки, располагавшиеся по незамкнутому прямоугольнику или полукругом. Загородная жизнь, ведение хозяйства по иным, чем в городе, законам, получили не только большую популярность, но и научное обоснование. В трудах римских авторов Варрона и Вергилия воспевались полезность физического труда и наслаждение, доставляемое природой, а также предлагались методы целесообразного использования земельного надела. Были в Риме и ремесленные кварталы, в которых городская беднота жила на узких, густонаселенных улицах, в домах, имевших до пяти этажей.

Стремительно развивались строительная техника, инженерное искусство. Быт древних римлян был абсолютно современным — водопроводные системы на десятки километров, дороги, мосты, сточные канавы — прообраз канализации. Практичные римляне руководствовались, прежде всего, разумом, а не чувством. Не открыв ничего кардинально нового в искусстве, они, тем не менее, обладали хорошо развитым вкусом. Основными мастерами в империи были либо рабы, либо подвластные греки. Зато жилища римлян были не в пример уютнее греческих.

На образование стиля древнеримской мебели также большое влияние оказали Греция, Египет и страны Востока, присоединенные завоевателями к Римской империи. Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, плетенную из ивовых прутьев. Деревянных образцов мебели до нас не дошло, но декоративных мраморных предметов осталось очень много; сохранились также и предметы обстановки, сделанные из бронзы. Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Кресла, например, делались с подлокотниками в виде грифонов, сфинксов, львов. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра. Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах. Римские патриции не слишком загружали особняки мебелью, окружая себя лишь необходимым. Как уже было сказано, греческие формы приобретали у римлян более богатое декоративное оформление. Общие формы древнеримской мебели, при изяществе и изысканности главных линий, страдают некоторой пресыщенностью орнаментации и излишеством украшений, причем конструктивные части ее остроумно маскируются всевозможными скульптурными украшениями в виде розеток, накладок и пр.

Как и греки, римляне любили проводить большую часть времени в полулежачем состоянии. Поэтому вокруг обеденного стола обычно ставили три ложа (каждое — на трех человек). Мужчины возлежали на них («грековали»), а женщины сидели на стульях. Тяжелые прямоугольные столы для трапез были деревянными: либо на одной опоре — в виде колонны, либо на трех — в форме звериных лап. В атриуме находились мраморные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась посуда для гостей (столовые серебряные сервизы, чаши, кубки). Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрустацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей). Между стенками остова помещалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. Ложе имело точеные ножки прямоугольной или гнутой формы, или в виде лап животных. У ложа простирался «ковер» из кубиков мозаики. На базе кровати возникли известные носилки, в которых знатный римлянин «был передвигаем» по городу. В спальнях стояли маленькие деревянные или бронзовые столики на трех ножках — для светильников.

За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Когда в конце республики в моду стали входить круглые столы, ложа стали делать полукруглой формы, и они, получили название «сигма». Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, которая изображала двойные фигуры грифонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украшалась мозаикой или каменной инкрустацией. Наиболее драгоценными считались столовые доски, сделанные из туи, росшей в Африке на горах Атласа, где ствол ее достигал диаметра 1,50 м; у древних римлян это дерево называлось «цитрус». Известны, например, баснословные суммы, уплаченные Цицероном за доску из такого дерева. Верхние доски, в зависимости от рисунка древесины, разделялись на волнистые, крапчатые, тигровые, с павлиньим пером и т. д. Менее состоятельные люди довольствовались фанерованными столовыми досками. Бронзовые подставки для ламп и складные столики отличаются логично сконструированными мотивами.

Читайте также:  Несущая стена это назначение

Мебель для сиденья, опять-таки, похожа на греческие формы. Особенно распространенными в Римской империи были складкой курульный (парадный) стул и удобная, хотя и громоздкая, кафедра — кресло для знати, созданное на основе греческого клисмоса. На этом табурете с плоским сиденьем из слоновой кости или металла без спинки, на перекрещенных в виде буквы X кривых ножках право сидеть принадлежало только высшим чинам древнеримской иерархии: консулам, преторам и пр.

К числу мебели особого характера принадлежит и скамья, рассчитанная на двоих, но на которой сидел обычно только один человек. Такая скамья называлась бицеллиумом, а право пользоваться ею было особым преимуществом высших должностных лиц или же граждан, имевших особые заслуги перед государством. Стулья со спинкой назывались катедрой, а кресло домохозяина, так же как и императорский трон, называлось солиумом. Делалось оно с подлокотниками, имело высокие ножки, богато украшенная спинка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изысканно отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Подлокотники кресел изображали грифонов, сфинксов, львов.

Шкафы в жилище были непопулярны, ими обставлялись в основном лавки. Вещи же хранились в сундуках. Наиболее солидный из них назывался арка. Он был полностью обит железом, никогда не передвигался и служил для хранения особо ценных вещей (такой «сейф» античности). Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы:

  • мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра;
  • мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах.

Кроме этих двух типов, существовала еще бронзовая мебель, стоявшая ближе к первой группе. Все эти группы мебели имеют общие пропорции и орнаментальные украшения.

Среди других бронзовых предметов обстановки в этих раскопках найдены многочисленные канделябры, светильники, треножники и другие предметы обстановки. Канделябры делались в виде солидных граненых стержней с расходящимися вверху завитками, на которые подвешивались лампочки. Светильники представляли собой длинные и тонкие стержни на подставке из трех лапок с небольшой лампадкой в виде вазочки наверху. Треножники имеют разнообразную форму и рисунок и предназначались для поддерживания круглых блюд-жаровен. Формы древнеримской мебели вдохновляли художников позднейших эпох и особенно начала XIX в., когда на почве ее изучения возник стиль ампир. Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме. В моде были ткани с каймой, которая, как и в одежде, указывала на знатность хозяев. Такой тканью обтягивались подушки, набитые пухом германских гусей, из нее шили покрывала. Римляне славились выделкой меха и кожи, используемых в интерьере. Шелковые ткани ввозились из Китая.

Ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применяли технику инкрустации формы разными цветными кусочками). Эффектно смотрелись и сосуды из синеватого или зеленоватого стекла — чаши, кубки, вазы в форме виноградной кисти, человеческих фигур, птиц, рыб, животных. Особым изяществом отличались стеклянные объемы, вдуваемые в стеклянные или серебряные ажурные футляры (так называемое кельнское стекло). Все эти изделия украшались гравировкой, золочением или росписью, имитирующей «двухслойное стекло» и придающей предметам сходство со знаменитыми римскими камеями (резными камнями).

Римским искусством завершилось искусство античности. Но его достижения воскреснут впоследствии в романском стиле, эпоха классицизма возьмет их за образец, а «наполеоновский» стиль ампир вообще будет нарочитой копией римского стиля.

Источник



Древний Рим за 20 минут

Цезарь, Колизей, республика, Нерон, гуси, плебеи, легионы — всё, что вы когда-то знали, но забыли, коротко и ясно.

Римская империя (древний Рим) оставила нетленный след во всех европейских землях, куда только ступали его победоносные легионы.

Римская империя. Древний Рим

Каменная вязь римской архитектуры сохранилась и по сей день: стены, защищавшие граждан, римские дороги, по которым двигались войска, акведуки, доставлявшие горожанам свежую воду, и мосты, переброшенные через бурные реки.

Как будто всего этого было недостаточно, легионеры возводили все новые и новые сооружения — даже когда границы империи начали отступать. В эпоху Адриана, когда Рим куда больше был озабочен сплочением земель, нежели новыми завоеваниями, невостребованная боевая удаль воинов, надолго оторванных от дома и семьи, была мудро направлена в другое созидательное — русло.

В каком-то смысле вся европейская цивилизация обязана своим рождением именно римским строителям, внедрившим множество новшеств и в самом Риме, и за его пределами. Важнейшими достижениями градостроительства, имевшего целью общественное благо, стали канализация и водопроводы, создававшие здоровые условия жизни и способствовавшие увеличению населения и росту самих городов.

Карта Римской империя в период своего расцвета

Но все это было бы невозможно, если бы римляне не изобрели бетон и не начали использовать арку в качестве основного архитектурного элемента. Именно эти два новшества разнесла римская армия по всей империи.

Так как каменные арки выдерживали огромный вес и их можно было строить очень высокими — иногда по два-три яруса,— инженеры, трудившиеся в провинциях, без труда одолевали любые реки и ущелья и добирались до самых дальних краев, оставляя позади себя прочные мосты и мощные водопроводы (акведуки).

Подобно многим другим сооружениям, построенным с помощью римских войск, мост в испанском городе Сеговии, по которому проходит водопровод, имеет гигантские размеры: 27,5 м в высоту и около 823 м в длину. Необычайно высокие и стройные столбы, сложенные из грубо обтесанных и ничем не скрепленных гранитных глыб, и 128 изящных арок оставляют впечатление не только небывалой мощи, но и имперской самоуверенности. Это чудо инженерного искусства, построенное около 100 т. и. э., стойко выдержало испытание временем: еще недавно мост служил системе водоснабжения Сеговии.

Как все начиналось?

Капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров (фигуры Ромула и Рема выполнены в эпоху Возрождения). Около 500 г. до н. э.

Ранние поселения на месте будущего города Рима возникли на Апеннинском полуострове, в долине реки Тибр, в начале I тысячелетия до н. э. По преданию, римляне происходят от троянских беженцев, основавших в Италии город Альба-Лонгу. Сам же Рим, по легенде, был заложен Ромулом, внуком царя Альба-Лонги, в 753 г. до н. э. Как и в греческих полисах, в ранний период истории Рима им управляли цари, пользовавшиеся фактически такой властью, как и греческие.

При царе тиране Тарквинии Гордом произошло народное восстание, в ходе которого царская власть была уничтожена и Рим превратился в аристократическую республику. Её население чётко делилось на две группы — привилегированное сословие патрициев и обладавшее значительно меньшими правами сословие плебеев. Патрицием считался член древнейшего римского рода, только из патрициев избирался сенат (главный правительственный орган). Значительную часть ранней его истории составляет борьба плебеев за расширение своих прав и превращение членов их сословия в полноправных римских граждан.

Древний Рим отличался от греческих городов-государств, поскольку находился в совершенно других географических условиях — единый Апеннинский полуостров с обширными равнинами. Поэтому начиная с самого раннего периода его истории его граждане были вынуждены соперничать и бороться с соседними италийскими племенами.

Побеждённые народы подчинялись этой великой империи либо на правах союзников, либо просто включались в состав республики, причём покорённое население не получало прав римских граждан, нередко обращаясь в рабов. Наиболее сильными противниками Рима в IV в. до н. э. были этруски и самниты, а также отдельные греческие колонии на юге Италии (Великая Греция). И всё же, несмотря на то что римляне часто враждовали с греческими колонистами, более развитая эллинская культура оказывала заметное воздействие на культуру римлян. Дошло до того, что древнеримские божества стали отождествляться с их греческими аналогами: Юпитер — с Зевсом, Марс — с Аресом, Венера — с Афродитой и т. д.

Войны Римской империи

Самым напряжённым моментом в противостоянии римлян с южно-италийцами и греками стала война 280—272 гг. до н. э., когда в ход боевых действий вмешался Пирр, царь государства Эпир, находившегося на Балканах. В конце концов, Пирр и его союзники были разбиты, а к 265 г. до н. э. Римская республика объединила под своей властью всю Центральную и Южную Италию.

Продолжая войны с греческими колонистами, римляне столкнулись на Сицилии с Карфагенской (Пунической) державой. В 265 г. до н. э. начались так называемые Пунические войны, продолжавшиеся вплоть до 146 г. до н. э., почти 120 лет. Вначале римляне вели боевые действия против греческих колоний на востоке Сицилии, в первую очередь против самой крупной из них — города Сиракузы.

Затем начались захваты уже карфагенских земель на востоке острова, приведшие к тому, что карфагеняне, обладавшие сильным флотом, атаковали римлян. После первых поражений римлянам удалось создать свой собственный флот и разгромить карфагенские суда в битве у Эгатских островов. Был подписан мир, согласно которому в 241 г. до н. э. вся Сицилия, считавшаяся житницей Западного Средиземноморья, стала собственностью Римской республики.

Недовольство карфагенян результатами Первой Пунической войны, а также постепенное проникновение римлян на территорию Иберийского полуострова, которым владел Карфаген, привели ко второму военному столкновению между державами. В 219 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал Барки захватил испанский город Сагунт, союзника римлян, затем прошёл через Южную Галлию и, преодолев Альпы, вторгся на территорию собственно Римской республики. Ганнибала поддержала часть италийских племён, недовольных владычеством Рима.

В 216 г. до н. э. в Апулии, в кровопролитном сражении у Канн, Ганнибал окружил и почти полностью уничтожил римскую армию, которой командовали Гай Теренций Варрон и Эмилий Павел. Однако взять сильно укреплённый город Ганнибал не смог и в итоге был вынужден покинуть Апеннинский полуостров.

Война была перенесена на север Африки, где находились Карфаген и другие поселения пунийцев. В 202 г. до н. э. римский полководец Сципион разгромил армию Ганнибала у городка Зама, южнее Карфагена, после чего был подписан мир на условиях, продиктованных римлянами. Карфагеняне лишались всех своих владений вне Африки, были обязаны передать римлянам все военные суда и боевых слонов. Победив во Второй Пунической войне, Римская республика стала самым могущественным государством в Западном Средиземноморье.

Третья Пуническая война, проходившая с 149 по 146 г. до н. э., свелась к добиванию уже поверженного противника. Весной 14б г. до н. э. Карфаген был взят и разрушен, а его жители проданы в рабство Риму.

Читайте также:  Оформление стен в детской комнате

От кого строились оборонительные стены?

«Страх породил красоту, и древний Рим дивным образом преобразился, изменив прежнюю — мирную — политику и начав спешно возводить башни, так что вскоре все семь его холмов засверкали бронею непрерывной стены» — так писал один римлянин о мощных укреплениях, сооруженных вокруг Рима в 275 г. для защиты от готов. По примеру столицы крупные города по всей Римской империи, многие из которых давно «перешагнули» пределы прежних стен, поспешили укрепить свои оборонительные рубежи.

Возведение городских стен было чрезвычайно трудоемкой работой. Обычно вокруг поселения прорывали два глубоких рва, а между ними нагромождали высокий земляной вал. Он служил своего рода прослойкой между двумя концентрическими стенами. Внешняя стена уходила в землю на 9 м, чтобы враг не мог сделать подкоп, а наверху была снабжена широкой дорогой для дозорных.

Внутренняя стена поднималась еще на несколько метров, чтобы затруднить обстрел города. Такие укрепления почти не поддавались разрушению: их толщина достигала 6 м, а каменные глыбы были пригнаны друг к другу металлическими скобами — для большей прочности.

Когда римские воины оказывались во вражеских землях, строительство таких укреплении было обычным делом.

Как бы выглядел Рим в период своего расцвета?

Когда были завершены стены, можно было приступать к возведению ворот. Над проемом в стене сооружалась временная деревянная арка — опалубка. Поверх нее искусные каменщики, двигаясь с обеих сторон к середине, клали клинообразные плиты, образуя изгиб свода. Когда был вложен последний — замковый, или ключевой,— камень, опалубку убирали, а рядом с первой аркой принимались строить вторую. И так до тех пор, пока весь проход в город не оказывался под полукруглой крышей — Коробовым сводом.

Сторожевые посты на воротах, охранявшие покой города, часто представляли собой настоящие маленькие крепости: там имелись воинские казармы, запасы оружия и продовольствия. В Германии прекрасно сохранилась так называемая Порта Нигра (см. внизу). На ее нижних лажах вместо окон были бойницы, а с обеих сторон высились круглые башни — что-бы удобнее было вести обстрел неприятеля. Во время осады на ворота опускалась мощная решетка.

Стена, построенная в III веке вокруг Рима (19 км в длину, 3,5 м в толщину и 18 м в высоту), насчитывала 381 башню и 18 ворот с опускающимися решетками. Стену постоянно подновляли и укрепляли, так что она прослужила Городу вплоть до XIX века, то есть до усовершенствования артиллерии. Две трети этой стены стоят и поныне.

Величественная Порта Нигра (то есть Черные ворота), вздымающаяся на 30 м в высоту, олицетворяет мощь имперского Рима. Укрепленные ворота фланкированы двумя башнями, одна из которых значительно повреждена. Некогда ворота служили въездом за городские стены II века н. э. в Августу Тревирорум (впоследствии Трир), северную столицу империи.

Акведуки Римской империи. Дорога жизни имперского города

Трехъярусный акведук в Южной Франции

Знаменитый трехъярусный акведук в Южной Франции (см. выше), переброшенный через реку Гар и ее низменную долину — так называемый Гардский мост, — столь же красив, сколь и функционален. Это сооружение, протянувшееся на 244 м в длину, ежедневно поставляю с расстояния 48 км около 22 тонн воды в город Немаус (ныне Ним). Гардский мост до сих пор остается одним из чудеснейших произведений римского инженерного искусства.

Для римлян, славившихся достижениями в инженерном деле, предметом особой гордости были акведуки. По ним в древний Рим ежедневно поступало около 250 миллионов галлонов свежей воды. В 97 г. н. э. Секст Юлий Фронтин, смотритель системы водоснабжения Рима, риторически вопрошал:

«Кто осмелится сравнивать с праздными пирамидами или какими-нибудь никчемными — хоть и знаменитыми — творениями греков наши водопроводы — эти великие сооружения, без которых немыслима жизнь человека?»

Под конец своего величия город обзавелся одиннадцатью акведуками, по которым бежала вода с южных и восточных холмов. Инженерное дело превратилось в настоящее искусство: казалось, грациозные арки легко перескакивали препятствия, к тому же украшая пейзаж. Римляне быстро «поделились» своими достижениями с остальными областями римской империи, и до сих пор можно видеть остатки многочисленных акведуковво Франции, Испании, Греции, Северной Африке и Малой Азии.

Чтобы обеспечить водой провинциальные города, чье население уже истощило местные запасы, и соорудить там термы и фонтаны, римские инженеры прокладывали каналы к рекам и источникам, нередко удаленным на десятки миль. Стекая под небольшим наклоном (Витрувий рекомендовал минимальный уклон 1:200), драгоценная влага бежала по каменным трубам, которые пролегали через сельскую местность (и по большей части были упрятаны в подземные тоннелиили рвы, повторявшие очертания ландшафта) и в конце концов достигали черты города.

Там вода благополучно поступала в общественные резервуары. Когда на пути трубопровода попадались реки или ущелья, строители перебрасывали через них арки, позволявшие сохранить прежний мягкий уклон и поддержать непрерывный приток воды.

Чтобы угол падения воды оставался постоянным, землемеры вновь прибегали к громе и хоробату, а также к диоптру, измерявшему горизонтальные углы. Опять-таки основная тяжесть работ ложилась на плечи войска. В середине II века н.э. одного военного инженера попросили разобраться в трудностях, возникших при строительстве акведука в Сальдах (в нынешнем Алжире). Два отряда рабочих принялись рыть тоннель в холме, двигаясь друг к другу с противоположных сторон. Инженер скоро понял, в чем дело.

«Я измерил оба тоннеля,— писал он позднее,— и обнаружил, что сумма их длин превышает ширину холма».

Тоннели просто не встретились. Он нашел выход из положения, пробурив между тоннелями скважину и соединив их, так что вода стала течь как надо. Город почтил инженера памятником.

Внутреннее и внешнее положение Римской империи

Дальнейшее усиление внешнего могущества Римской республики одновременно сопровождалось глубоким внутренним кризисом. Столь значительная территория уже не могла управляться по-старому, т. е. при организации власти, характерной для города-государства. В рядах римских военачальников выдвинулись полководцы, претендовавшие на то, чтобы обладать всей полнотой власти, подобно древнегреческим тиранам или эллинским владыкам на Ближнем Востоке. Первым из таких владык стал Луций Корнелий Сулла, захвативший в 82 г. до н. э. Рим и ставший полновластным диктатором.

Враги Суллы были безжалостно перебиты согласно спискам (проскрипциям), которые подготавливал сам диктатор. В 79 г. до н. э. Сулла добровольно отказался от власти, но это уже не могло вернуть его к прежнему управлению. Начался длительный период гражданских войн в Римской республике.

Между тем стабильному развитию империи угрожали не только внешние враги и честолюбивые политики, боровшиеся за власть. Периодически на территории республики вспыхивали восстания рабов.

Самым крупным таким мятежом было выступление под предводительством фракийца Спартака, продолжавшееся почти три года (с 73 по 71 г. до н. э.).

Восставших удалось разгромить лишь объединёнными усилиями трёх самых умелых полководцев Рима того времени — Марка Лициния Красса, Марка Лициния Лукулла и Гнея Помпея.

Позже Помпеи, прославившийся своими победами на Востоке над армянами и понтийским царём Митридатом VI, вступил в схватку за высшую власть в республике с другим известным военачальником — Гаем Юлием Цезарем. Цезарь с 58 по 49 г. до н. э. сумел захватить территории северных соседей Римской республики — галлов и даже осуществил первое вторжение на Британские острова. В 49 г. до н. э. Цезарь вступил в Рим, где был объявлен диктатором — военным правителем с неограниченны ми правами.

В 46 г. до н. э. в битве при Фарсале (Греция) он разбил Помпея — своего главного соперника. А в 45 г. до н. э. в Испании, при Мунде, сокрушил последних явных политических противников — сыновей Помпея, Гнея младшего и Секста. Одновременно Цезарь сумел вступить в союз с египетской царицей Клеопатрой, фактически подчинив её огромную страну власти великой империи.

Гай Юлий Цезарь — римский политический и военный деятель

Однако в 44 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит группой заговорщиков-республиканцев, во главе которых стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Гражданские войны в республике продолжились. Теперь главными их участниками стали ближайшие сподвижники Цезаря — Марк Антоний и Гай Октавиан.

Сначала они вместе уничтожили убийц Цезаря, а уже позднее вступили в борьбу друг с другом. Антония в ходе этого последнего этапа гражданских войн в Риме поддерживала египетская царица Клеопатра. Однако в 31 г. до н. э. в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен кораблями Октавиана.

Царица Египта и её союзник покончили жизнь самоубийством, а Октавиан, окончательно присоединивший древний Египет к Римской республике, стал неограниченным правителем гигантской державы, объединившей под своей властью почти всё Средиземноморье.

Октавиан, в 27 г. до н. э. принявший имя Август «благословенный», считается первым императором Римской империи.

. хотя сам этот титул в то время означал лишь верховного главнокомандующего, одержавшего значительную победу.

Официально никто не отменял Римскую республику, и Август предпочитал именоваться принцепсом, т. е. первым среди сенаторов.

И всё же при преемниках Октавиана республика стала всё больше и больше приобретать черты монархии, более близкой по своей организации к восточным деспотическим государствам.

Своего наивысшего внешнеполитического могущества империя достигла при императоре Траяне, который в 117 г. н. э. завоевал часть земель самого сильного сильного противника Рима на востоке — Парфянской державы.

Однако после смерти Траяна парфяне сумели вернуть захваченные территории и вскоре перешли в наступление. Уже при преемнике Траяна, императоре Адриане, империя была вынуждена перейти к оборонительной тактике, сооружая мощные защитные валы на своих границах.

Не только парфяне беспокоили Римскую державу; всё более частыми стали набеги варварских племён с севера и востока, в сражениях с которыми римская армия нередко терпела чувствительные поражения. Позже римские императоры даже разрешали отдельным группам варваров селиться на территории империи при условии, что они будут охранять границы от других враждебных племён.

В 284 г. римский император Диоклетиан произвёл важную реформу окончательно преобразовавшую бывшую Римскую республику в имперское государство. Отныне даже император стал именоваться по-другому — «доминус» («господин»), а при дворе вводился сложный ритуал, заимствованный у восточных владык

Одновременно империя разделилась на две части — Восточную и Западную, во главе каждой из которых вставал особый правитель, получавший титул Августа. Ему помогал заместитель, называвшийся цезарем. Через некоторое время Август должен был передавать власть Цезарю, а сам удалиться в отставку. Эта более гибкая система, наряду с усовершенствованием управления провинциями, привела к тому, что это великое государство просуществовало ещё 200 лет.

В IV в. господствующей религией в империи стало христианство, что также способствовало упрочению внутреннего единства державы.

С 394 г. христианство уже единственная разрешённая религия в империи.

Однако если Восточная Римская империя оставалась достаточно прочным государством, то Западная слабела под ударами варваров. Несколько раз (410 и 455 гг.) варварские племена захватывали и разоряли Рим, а в 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сверг последнего западного императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии.

Читайте также:  Звукопоглощающая панель для стен

И хотя Восточная Римская империя сохранилась как единая страна, а в 553 г. даже присоединила всю территорию Италии, всё же это было уже совершенно другое государство. Не случайно историки предпочитают называть его Византийской империей и рассматривают его судьбу отдельно от истории Древнего Рима.

Источник

Стена Аврелиана в Древнем Риме

Стена Аврелиана (Mura Aureliane) — последняя из трёх великих крепостных укреплений (после стены Ромула и Сервиевой), призванных защищать Рим. Грандиозное сооружение длиной в 19 км было возведено в 271-275 годах нашей эры. Большая часть сооружений дошла до наших дней и является одной из значимых достопримечательностей Рима.

Содержание

  1. История
  2. Строительство
  3. Реставрации
  4. Ворота
  5. Интересные факты
  6. Как добраться
  7. Музей

История

Растущая столица процветающей империи больше не могла вмещаться в окружении Сервиевой стены (лат. Murus Servii Tullii). Варвары, бесчинствующие в северных районах страны, в 270 году попытались стать хозяевами в Риме, потому император Аврелиан, успешный в завоеваниях и политике, распорядился о сооружении новых городских укреплений. Так, в 271-275 годах нашей эры Вечный город был обнесен новой системой защиты столицы, вошедшей в историю под названием «стена Аврелиана».

Строительство

Сервиева стена ограждала семь холмов Рима. Новые крепостные сооружения заключили в свои объятья также район Трастевере (Trastevere) и Марсово поле (лат. Campus Martius ).

Впечатляющая задумка лучших строителей империи стала гордостью горожан.

Неизвестно, сколько башен было изначально, но к 6 веку их было 383. Высота — до 8 метров, ширина — до 4 метров. Через каждые 3 метра были устроены бойницы, прорыты 5 подземных коридоров, сооружено 116 уборных. Для входа были сделаны 18 ворот, некоторые из которых – двойные.

Требовалось возвести защитные сооружения в Риме в кратчайшие сроки. Вместо туфа, использованного для строительства Сервиевой стены, использовали бетон, который затем облицовывали красным кирпичом. Также, для экономии средств, в сооружение включали уже существовавшие сооружения: пирамиду Цестия (Piramide Cestia), амфитеатр Кастрензе (amphitheatrum Castrense), акведук Аква Клавдиа (Aqua Claudia). Аврелиан не дожил до завершения этого грандиозного проекта. Строительство окончилось уже в годы правления императора Проба.

Реставрации

Первая серьезная реставрация сооружения была проведена при императоре Максенции в 306-312 гг. В 5 веке при императоре Флавии Гонории Августе высота стен была увеличена вдвое. Король ост-готов Тотила захватил город в 546 году и приказал уничтожить крепостные сооружения в Риме. Была снесена треть городских укреплений. Есть предание, что его остановило уважение к древности города.

В эпоху Возрождения разрушенные части укреплений были восстановлены. Над реставрацией ворот Пия работал сам Микеланджело. Стена Аврелиана служила городу надежной защитой долгие века. Лишь в 1870 году стрелки королевской итальянской армии беральеры пробили стену в районе Порта Пия и вошли в город.

В конце 20 столетия городские укрепления в Риме были вновь отреставрированы. Сразу после этого из-за проливных дождей обрушилась одна из самых исторически ценных частей стены между Аппиевыми и Латинскими воротами.

Ворота

Из 18 главных порталов Аврелиановой стены до сегодняшних дней сохранились ворота:

  • Святого Себастьяна (Аппиевы) (Porta San Sebastiano) — наиболее сохранившиеся со времен античного Рима. Свое название ворота получили еще в раннехристианский период, поскольку находятся неподалеку катакомб святого Себастьяна.
  • Порта Сан-Джованни (Porta San Giovanni) — названы так в честь Латеранской базилики (Basilica di San Giovanni in Laterano), расположенной вблизи. Построены невдалеке от античных Ослиных ворот (Porta Asinaria).
  • Порта Пия (Porta Pia) — построены Папой Пием IV из рода Медичи по проекту Микеланджело (Michelangelo Buonarroti) взамен ранее уничтоженных Номентанских ворот (лат. Porta Nomentana).
  • Порта Сан-Паоло (Porta San Paolo) — названы в честь базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura). В античности носили название Porta Ostiensis, потому что вели на дорогу в порт Остия. Рядом с ними расположена пирамида Цестия.
  • Порта Сан-Панкратио (Porta San Pancrazio) — раньше на их месте были ворота Аврелия, ведущие на Via Aurelia.
  • Порта Латина (Porta Latina) — отсюда шла Латинская дорога. Их правая башня сохранилась со времен античности, левая построена в Средние века.
  • Порта-дель-Пополо (Porta del Popolo) — названы в честь церкви Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo). Античное название – Фламиниевы ворота.
  • Порта Маджоре (Porta Maggiore) или Большие ворота. Были частью акведуков Aqua Claudia и Anio Novus, перестроены в ворота в 52 г н.э., то есть они старше стены Аврелиана.
  • Порта Пинчиана (Porta Pinciana) — построены во времена Гонория, названы по наименованию одного из холмов Рима. Интересно, что их несколько раз замуровывали, потом вновь открывали.
  • Порта Портезе (Porta Portese) (Портовые) — в дошедшем до нас виде были построены в 1644 году.
  • Тибуртинские ворота (Porta Tiburtina) названы так, поскольку в их основу заложена монументальная арка из тибуртинского (тивольского) травертина, построенная в 5 году до н.э.

Интересные факты

В знаменитых «Римских каникулах» есть эпизод, где главные герои Грегори Пек и Одри Хепбёрн подходят к стене желаний, увешанной благодарственными табличками. Многие туристы пытаются найти это место в Риме.

В стандартных путеводителях отсутствует информация по этому вопросу, многие считают, что это место — вымысел сценаристов фильма. Снятый в сцене участок стены Аврелиана можно найти на Viale del Policlinico, вблизи площади Girolamo Fabrizio. Правда, это не место исполнения желаний: здесь раньше висели таблички с благодарностью святым. Поможет ли стена в исполнении Ваших желаний? Кто знает. Всегда можно попробовать.

Как добраться

На сегодняшний день сохранились 12 км крепостных сооружений Аврелиана. Удобно начать осмотр с участка стены у Аппиевых ворот, в начале Аппиевой дороги (Via Appia). Там же расположен музей укреплений. Отлично сохранились участки между Муро Торто (район Виллы Боргезе), Корсо д’Италия и Кастро Преторио, а также от Порта Сан-Джованни до ворот Ардеатина (ныне их не существует), от Порта Сан-Паоло к Тибру.

Музей

Адрес: Via di Porta San Sebastiano (недалеко церкви Domine Quo Vadis)

В 1990 году был основан Музей Стены (Museo delle Mura), посвященный истории этих крепостных сооружений. Семь залов музея содержат документальные свидетельства из жизни стены с момента ее сооружения и до наших дней. Экспозиция освещает не только технические подробности строительства, но и политическое значение сооружения в разные моменты истории государства.

Источник

Холмы Рима и городские стены

Исторический центр Рима, как известно, раскинулся на семи холмах. По легенде, строительство города началось с Палатинского холма, но постепенно строения начали появляться и на других возвышенностях. Рим расширялся, изменялись его границы, а в период правления Константина в состав семи основных холмов были внесены Ватиканский и Яникул, замененные впоследствии на холмы Квиринал и Виминал.

Исторический центр Рима, как известно, раскинулся на семи холмах. Согласно общепринятой легенды, строительство города началось с Палатинского холма. Постепенно строения начали появляться и на других возвышенностях — Рим расширялся, изменялись его границы, а в период правления Константина в состав семи основных холмов были внесены Ватиканский и Яникул, замененные впоследствии на холмы Квиринал и Виминал.

Центральным и наиболее древним холмом Рима считается 43 — метровый Палатин. Со всех сторон его окружают шесть холмов:

  • с юга – 39-метровый Авентин;
  • с северо-запада – 43-метровый Капитолий;
  • с востока – 48-метровый Целий;
  • с севера – 48-метровый Квиринал;
  • с северо-востока – 48-метровый Виминал и Эсквилин, объединяющий 46-метровый Цислий и 79-метровый Оппий.

Между собой холмы Рима разделены долинами и склонами. С северо-запада к ним примыкает обширная долина, названная Марсовым полем и Фламиниевым полем, которую с севера ограничивает холм Пинций. Все перечисленные холмы располагаются на левом берегу Тибра, а на правом (западном) – раскинулся 77-метровый Яникул и Ватиканский холм, входившие когда-то в список семи основных римских холмов. Общее же число возвышенностей в черте современного города составляет большее количество.

Сервиева стена

Первая стена, окружающая городские холмы, была построена в VI веке до н.э. при пятом древнеримском царе Тарквинии Приске. В это время этруски, латины и сабины, населявшие холмы вокруг Палатина, решили объединиться в пределах одной территории, возведя единую фортификационную систему, обеспечивающую защиту от внешнего врага.

Источник

Архитектура Древнего Рима: краткий обзор

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Источник

Related Post

Вс вроде по правилам что же не такВс вроде по правилам что же не так

Как заделать трещину между домом и пристройкой: пошаговая инструкция Прекрасная возможность увеличить площадь частного дома — возвести пристройку, сделав из неё веранду, дополнительную комнату или кухню. Со временем между основным

Как вырезать угол на потолочном плинтусеКак вырезать угол на потолочном плинтусе

Как вырезать угол на потолочном плинтусе? Содержание Что такое потолочный плинтус Функции Из чего произведен Нюансы резки плинтусов в зависимости от материала Способы формирования углов потолочного плинтуса Основные правила Необходимые

Утепление пенопластом каркасного домаУтепление пенопластом каркасного дома

Какой пенопласт лучше для утепления дома снаружи — инструкция по выбору и монтажу! По оценкам экологов, до 40% тепло- и электроэнергии, вырабатываемой в северном полушарии, расходуется на отопление жилых, производственных

Adblock
detector