Сальвадор Дали Salvador Dali и его сюрреалистические картины

Сальвадор Дали. Дождливое такси

Boris Gotman, Ph.D

Недавно мне посчастливилось побывать в Театре-музее Сальвадора Дали в маленьком каталонском городке Фигерасе.

Нашей группе очень повезло.

Во-первых, у нас был замечательный гид. Сам Сальвадор Дали запретил проводить в своём Театре-музее организованные посещения в сопровождении экскурсоводов. Он считал, что каждый должен видеть только то что видит и понимать увиденное так, как сам понимает. Но по своему опыту скажу, что с хорошим гидом всё же лучше.

Во-вторых, в этот день в расположенном неподалёку от Фигераса старинном городе Жирона начался ежегодный праздник цветов, который отвлёк на себя больше половины потенциальных посетителей музея Дали.

В результате мы часа два ходили с прекрасным гидом, а потом ещё несколько часов сами по полупустым залам.

В музее можно фотографировать (но только без вспышки), и сделанные там сотни снимков буду ещё долго рассматривать и изучать.

Сегодняшняя заметка посвящена инсталляции Сальвадора Дали, которая называется «Дождливое такси».

Сам художник считал эту работу величайшей инсталляцией в мире.

О ней много опубликовано в интернете, кроме самого главного.

Поэтому свою заметку я построил так, как строят реферат: вначале — коротко об известном про «Дождливое такси», затем — свою версию, чем является на самом деле эта скульптурная композиция.

Те, кто знаком с содержанием и историей «Дождливого такси», могут перейти сразу ко второй части.

Итак, часть первая. Назовём её: «Однажды под дождём в Париже».

Да, именно однажды в вечернем Париже Дали попал под ливень. Ливень в Париже ничуть не лучше чем, скажем в деревне Гадюкино — неоднократно убедился лично. Художник вымок до нитки, на что было совершенно наплевать пассажирам, сидевшим в тепле и уюте в сновавших мимо такси.

Эта несправедливость задела и разозлила Дали.

Он задумался, чем отомстить этим равнодушным созерцателям чужих неприятностей, как восстановить справедливость, чтобы они в своих авто мокли под дождём, а комфортно было бы тем, кто вынужден смотреть на эти машины снаружи…

Благо, в том же Париже скоро предстояла всемирная выставка художников-сюрреалистов.

И вот на выставке 1938 года появился самый крупный экспонат – автомобиль «кадиллак», пол которого был устлан плющом, а по пассажирам — манекенам ползали живые улитки. Когда зрители бросали монетки в специальную прорезь, с крыши машины начинал литься дождь на её пассажиров.

Должен отметить, что сам Дали в дальнейшем не упоминал о том, как вымок под ливнем. Думаю, это происшествие не вписывалось в распространяемые им утверджения о себе, как о всегда уверенном и успешном человеке. Поэтому в своей «Тайной жизни. » он приводит совсем другую побудительную причину.

Но вернёмся к «такси».

Критики обрушились на Дали с упрёками в профанации искусства, но толпы зрителей, желающих вложить в «кадиллак» свои монеты непрерывно увеличивались…

Эта инсталляция и получила название «Дождливое такси».

За многие годы менялись «кадиллаки» и их пассажиры, но инсталляция пользовалась непременным успехом.

Теперь в патио Театра-музея Сальвадора Дали выставлен окончательный вариант скульптурной композиции. Кстати, патио — внутренний двор — называется «Двор Траяна».

Как пишут, когда-то давно Дали украл в Риме табличку с этим названием. «Двор Траяна» расположен на месте бывшего партера сгоревшего много лет назад городского театра. Дали ничуть не смущало, что его и его гостей будут называть «актёрами погорелого театра». Наоборот, он настоял на том, чтобы обгоревшие концы балок остались торчать из стен между ниш, в которых расположилась в разных позах его Муза и Богиня.

В «Кадиллаке» с откидным верхом, принадлежавшем, по уверениям Дали, легендарному Ал-Капоне, сидят водитель и на заднем сидении — два манекена.

Их видно на фотографии в центре коллажа. Под крышей авто проведены трубки, из которых – брось монетку – льётся дождик.

На капоте установлена статуя «Великая Эсфирь» – символ справедливости и мести — работы известного австрийского скульптора Эрнста Фукса.

«Великая Эсфирь» двумя цепями впряжена в «колонну Траяна», выполненную из автомобильных шин.

В верхней части колонны, внутри установленных вертикально шин, Дали поместил небольшой и не очень заметный мраморный бюст.

Над шинами с этим бюстом видна чёрная статуя, держащая плоскодонную лодку — барку. Устойчивость барке придают два костыля – неизменный символ надёжности, часто используемый Дали.

На мачте установлен черный зонтик, а с днища барки свисают большие голубые капли.

Эти капли при ближайшем рассмотрении оказываются – вот ужас … презервативами, заполненными голубой краской. Всё это видно на моих снимках.

Барка – подарок художника Гале. Дали присвоил лодке двойное имя: «Gala — Milagros», что значит «Чудеса», в дополнение к имени своей музы.

Барка, действительно, оказалась чудесной — когда в сильнейший шторм её понесло на скалы, в последний момент ветер поменял направление и аккуратно вернул лодку на песчаный берег недалеко от дома художника.

А презервативы, как пишут в статьях, означают, что Дали знал, что его муза и супруга на этой барке выискивала своих молодых любовников, скрывавшихся от стареющей дамы на укромных островах.

Колонна Траяна, как пишут, связана с Марком Ульпием Нерва Траяном. Траян (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus) — римский император испанского происхождения из династии Антонинов, 98—117 годы), к которому Дали относился с большим интересом.

Как выглядит настоящая колонна Траяна в Риме, показывает правый снимок.

А над колонной Дали едва виден мраморный бюст великого французского скульптора Франсуа Жирардона, руководившего оформлением Версальского дворца, автора многих известных работ, в том числе, скульптуры в честь победы Франции над Испанией.

Большая чёрная фигура, поддерживающая барку Галы и опирающаяся на бюст Франсуа Жирардона, выполнена Дали по мотивам скульптуры «Раб» Микельанджело. Снимок оригинала помещён над крышей «кадиллака», справа от «Раба» работы Дали.

Теперь читатель знает не просто всё, но и чуть больше, чем можно найти в интернете о «Дождливом такси».

Таким образом, первая часть нашего «реферата» – «Обзор литературы» — завершена с небольшим даже перевыполнением.

Не очень понятно только одно – какое отношение имеют все перечисленные скульптуры к этому самому такси?

Самое время перейти ко второй части: «Что же это на самом деле?»

Если «Великую Эсфирь» ещё можно понять, как символ справедливости «по Дали» – богатым пассажирам дождь, бедным пешеходам уют, то остальное никак с этой справедливостью не вяжется. Да и это как-то мелко для такого гения, как Сальвадор Дали…

Поэтому будем рассуждать так: всю инсталляцию художник задумал установить над своей будущей могилой.

Вот он и соорудил, только в своём стиле, знаменитую памятную колонну Траяна – одного из самых властных императоров.

Вверху колонны, внутри шины он поместил небольшой бюст великого классика скульптуры Франсуа Жирардона. А над ним крупная скульптура «Раб». Почему так? Микельанджело для надгробия одного из пап должен был выполнить серию «Рабы» из пяти скульптур. Он успел сделать только две: «Скованный, или восставший раб» и «Умирающий раб». Остальные остались неоконченными.

Дали взял за основу скульптуру «Скованный, или восставший раб» – это видно, если сравнить все скульптуры.

И эта скульптура, опирающаяся на бюст классика и несколько его попирающая (намёк Дали, что его Театр-музей превзошёл Версаль!), стоит на самом верху колонны – как стоит на настоящей римской колонне статуя великого и жестокого завоевателя, императора Траяна.

Мне кажется, что создавая этот памятник, именно Восставшим Рабом, разорвавшим цепи условностей и покорившим вершины искусства, видел себя Сальвадор Дали!

Над «Рабом» Дали – только обитель его Богини, его Музы, его Галы – подаренная ей лодка. И презервативы под ней – ответ на злословие и ещё один способ, как раз в стиле этого великого мистификатора, уподобить Галу богам – ведь по преданиям именно купанием в сперме молодых рабов обеспечивали богини свою неувядающую красоту.

Читайте также:  Как надо правильно крыть крышу

О каких, мол, изменах речь!

Так что эта инсталляция — никакое не дождливое такси, а собственноручный памятник самому себе! В дополнение к его дневникам, которые каждый может прочесть.

Ведь Сальвадор Дали мечтал, чтобы по его могиле ходили посетители Театра – музея, ставшие, не подозревая, ещё и актёрами этого же театра.

Даже не зная об этом, привлечённые только дождливым «кадиллаком», гости стоят часами на его могиле, выполняя волю великого художника.

Честно говоря, жутковатое место. Мне понравился музей ювелирных изделий и картины с двойным эффектом изображения. Такси вызвало чувство нечистоплотности, если не сказать больше. Гала его это какая-то фурия. Но Дали, конечно, интересный художник со своим взглядом на мир. Спасибо, Борис за интересные подробности! Фотоаппарат у меня в музее отобрали, забыла выключить вспышку. Потом вернули на выходе.

Спасибо, Людмила! К творчеству Дали особых симпатий не испытываю, как и к его музе. Хотел попробовать понять его взгляд на мир. С уважением,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник



Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины

Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины

Сальвадор Дали – известнейший сюрреалист и один из самых влиятельных деятелей искусства 20-го века. К славе его привёл эксцентричный характер, уникальный талант и чрезвычайно творческий стиль живописи. С его картинами, созданными за более 70-летний период, можно ознакомиться онлайн.

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

kartiny Salvadora Dali 1

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

kartiny Salvadora Dali 2

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

kartiny Salvadora Dali 3 1

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

kartiny Salvadora Dali 4 1

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

kartiny Salvadora Dali 5

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

kartiny Salvadora Dali 6

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

kartiny Salvadora Dali 7 1

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

kartiny Salvadora Dali 8 1

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

kartiny Salvadora Dali 9 1

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

kartiny Salvadora Dali 10

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

kartiny Salvadora Dali 11

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

kartiny Salvadora Dali 12

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

kartiny Salvadora Dali 13

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

Читайте также:  Как подготовить теплицу к зиме полезные советы дачникам

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

kartiny Salvadora Dali 14

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия — Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

kartiny Salvadora Dali 15

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

kartiny Salvadora Dali 16

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

kartiny Salvadora Dali 17

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Источник

Сальвадор Дали: картины с описанием

Если хотите узнать суть сюрреализма, тогда познакомьтесь с ярким представителем этого направления в живописи ХХ века. Это Сальвадор Дали. Картины испанского художника — воплощение философии и духа сюрреализма, эпатажа и гиперэмоциональности. Узнайте интересные факты о его лучших творениях.

Сальвадор Дали отождествлял себя с сюрреализмом. Этой эстетической концепции соответствовало всё в художнике: его мышление, манера поведения, безумие, свобода от моральных предписаний и стереотипов поведения, эмоциональность и открытость.

Дали — это эпатаж в искусстве и жизни. Он всегда делал только то, что хотел, и писал о том, что считал уместным. Поэтому не удивительно, что в 1930–1950-х гг. публику шокировали его художественные эксперименты. Живописец, прекрасно владевший классической техникой рисунка, увлекался импрессионизмом и кубизмом, а в результате пришел к сюрреализму.

Почему снятся сны и что они значат

Это направление в искусстве давало возможность художнику откровенно рассказывать о самом сокровенном: касаться темы секса и эротики, сексуальных извращений и подавленных сексуальных желаний, разрушения и саморазрушения человека. Но главная тема его полотен — это иллюзии, в мире которых обретается человек.

Фото: art-holst.com.ua: UGC

Картины Сальвадора Дали сложно интерпретировать, дать логическое пояснение тем или иным образам, деталям, прочитать их смысл. Всё потому, что состоят они из визуальных каламбуров, шизоидных образов, аллюзий, построены на игре смыслами и сюжетами.

Представляем самые известные картины Дали с кратким описанием. Попробуйте сравнить открытые искусствоведами смыслы с собственными впечатлениями и эмоциями, которые порождают эти сюрреалистические полотна:

«Постоянство памяти» (1931)

Фото: muzei-mira.com: UGC

Эта картина имеет несколько названий: «Мягкие (текучие) часы», «Течение времени», «Твердость памяти». Великий мистификатор Дали несколько раз давал разъяснения относительно символов, которые представлены на полотне, однако это еще больше запутало искусствоведов.

Стиль гранж: особенности, характеристики, создание модных образов

«Постоянство памяти» разрушает стереотип восприятия человеком времени. Автор акцентирует внимание на том, что оно далеко от линейности, с которой часто ассоциируют протекающее время.

Идея картины пришла к Дали за завтраком, когда Гала на тост намазывала мягкий сыр. Писал живописец картину, одолеваемый мигренью. Отсюда хмурость тонов, преобладание коричнево-серых оттенков.

Центральный образ — голова на земле, в которой узнаются черты самого Дали, — это воплощенное желание покоя и отдыха от боли. Остальные образы (встречались часто на его полотнах) представляют идею тленности бытия: муравьи и муха поедают время, как старение поедает тело человека. Скалистый берег и море — символы бессмертия, которое вне времени, вечно, поэтому и находится на втором плане. Иссушенное дерево оливы — иссякшая жизнь. Вся картина выражает меланхолию и угасание.

Высокая мода: что это такое, тренды 2021 года

Сейчас эта небольшая картина (24х33 см) красуется в нью-йоркском Музее современного искусства.

«Мягкая конструкция с вареными бобами» (1936)

Фото: opisanie-kartin.com: UGC

Это полотно представляет реакцию Сальвадора Дали на внутриполитические процессы, которые охватили Испанию в конце 1930-х гг. Это время прихода к власти Франко, борьба республиканцев с националистами. Страна в преддверии гражданской войны.

Несмотря на то что Дали был сторонником Франко, картина, которая должна была изобразить позитивные изменения в обществе, поражает фантасмагоричностью и жутковатыми образами.

Описанное выше политическое противостояние в Испании 1936 года представлено автором в образе двух человеческих тел, которые срослись различными частями тела и страдают от этого. Они вроде бы и борются, стремятся отделиться и не могут существовать друг без друга, потому что так будет потеряна опора. Горстка вареных бобов, рассыпанных возле корявой руки одного из атлантов, — символ нищеты, которая одолела испанское общество.

Секреты вечной молодости: в чем причина старения?

Сейчас картина хранится в Филадельфии, в Музее искусств.

«Жираф в огне» (1936–1937)

Фото: cameralabs.org: UGC

Еще одна картина из целого ряда полотен, в которых Дали передал собственное переживание и ощущение войны. Картина, как и все другие творения автора, содержит мистически-фантастические образы, которые поражают воображение своей абсурдностью. Но если выключить рациональное мышление и опереться исключительно на эмоциональное восприятие, тогда все смыслы становятся понятны.

Две женские фигуры (любимый образ Дали) — это воплощение человеческого сознания. Оно не стойкое, шатающееся, ему постоянно нужна поддержка и опора. Выдвижные ящики — это память и мысли, которые люди стремятся спрятать, но в какой-то момент открывают их публике. Это приводит к трагедии (кровавые руки героинь).

Как развить в себе харизму?

Жираф, объятый пламенем, помещен автором на второй план. Он символизирует мужское апокалиптическое начало. В целом же картина — это воплощенное предчувствие войны в Испании.

Сейчас картина находится на хранении в Базельском музее искусств.

«Лебеди, отраженные в слонах» (1937)

Фото: a-nasta-siya.livejournal.com: UGC

Тема иллюзии всего сущего (любимая тема художника) нашла отражение в этом творении. Здесь представлен особенный параноидально-критический метод художника.

На полотне запечатлена его детская травма, загнанная глубоко в подсознание и напоминающая о себе образами-символами животных. Композиция построена таким образом, чтобы раскрыть суть иллюзии, в которой живет человек и которая подавляет его.

Известно, что у Сальвадора Дали непросто складывались отношения с родителями. Они очень горевали о первом ребенке, которого потеряли в младенчестве. Поэтому второго сына назвали так же, как и первенца, — Сальвадор. Будущий художник в юном возрасте столкнулся с иллюзией реальности: окруженный детскими вещами и игрушками брата, он не мог понять, жив или умер, это он существует или его брат.

Что такое аутизм и почему о нем важно знать

Эти ощущения и обиду на родителей гений сюрреализма выразил в картине «Лебеди, отраженные в слонах». Лебеди — иллюзия добропорядочной и любящей семьи, а слоны — воплощение настоящей родительской любви.

Дали превозносил слонов за то, что они самоотверженно заботятся о своем потомстве. Кроме того, слоны — это доминирование и власть, чего явно не хватало маленькому Сальвадору, чтобы почувствовать себя защищенным.

Скорбящий человек, изображенный слева на фоне скал, — сам автор, который не готов расстаться с обидой, не готов повернуться к ней лицом.

На сегодняшний момент эта картина — собственность частного коллекционера.

«Очарованный берег с тремя жидкими грациями» (1938)

Фото: artchive.ru: UGC

Многим известны образы трех Харит, или Граций, из греческой мифологии. Они олицетворяют веселье, изящество и вдохновение. Это не удивительно, потому что они служат богине любви Афродите. Но есть и другие три богини в греческой мифологии, от которых зависит судьба человека и продолжительность его жизни. Это Мойры.

Что такое критическое мышление в педагогике

Сальвадор Дали решил соединить эти два образа, создав образ жизни души человека. Первая героиня, в руках которой длинное веретено, начинает плести кружево судьбы. Вторая — символ зрелости человеческой души, когда приходит осознание себя, своей личности. Поэтому только у нее проступают четкие черты облика.

Читайте также:  Применение пенопласта при утеплении крыши

Кстати, если внимательно присмотритесь к чертам, то увидите мчащегося на коне всадника и бегущего за ним человека. Эти очертания символизируют человеческое стремление быстрее прожить жизнь, вечную погоню за мечтой.

Третья — олицетворение умирания, поэтому ее лицо — камень. Так застывает душа после смерти. Поэтому же фигура третьей Грации-Мойры практически сливается с пейзажем, тогда как две другие имеют четко очерченные женские формы.

Цитаты про спорт и здоровье

Сам фон, на котором они изображены, также символичен: песчаный берег — мимолетность человеческой жизни, а море — вечность.

Хранится эта картина в Фигерасе, в созданном автором музее-театре.

«Сон, вызванный полетом пчелы…» (1944)

Фото: artrue.ru: UGC

Как изобразить с помощью живописных образов рождение сновидения? Фрейдистская теория сна как проявления неосознанных желаний дала толчок к рождению этой картины. В ней автор изобразил всплеск образов подсознания, посылом для которых стали реальные обстоятельства сна женщины. А теперь обо всем детально и по порядку.

Изображенные на картине образы четко формируют две проекции: ближняя — спящая женщина — это реальность; тигры, слон, разбитый гранат и море — это бессознательное, которое порождает сновидения.

Красивые тату для девушек и их значение

Сальвадор в образе спящей запечатлел Галу — свою любовницу, музу и жену. Расслабленная поза женщины свидетельствует о том, что она крепко спит. Возле нее лежит гранат, над которым летает пчела.

Пчелиное жужжание, отбивающееся в подсознании, стимулирует появление образов, которые ассоциативно связаны с агрессией, — разъяренные цирковые тигры, выпрыгивающие из пасти огненной рыбы-хищницы. Та в свою очередь появляется из мистической сердцевины граната, что напоминает растерзанную плоть (два зернышка — капли крови).

Если учесть, что картина дополнена образом слона на длинных ногах с айсбергом на спине, то становится очевидным фрейдистский подтекст этой картины: эмоциональное восприятие женщиной соития. Оно ассоциируется с нападением, жертвенностью и смертью (приставленное ружье).

Идеальная спортивная фигура: пропорции для мужчин

Эта картина Сальвадора Дали находится в мадридском музее Тиссена-Борнемисы.

«Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело…» (1945)

Фото: artchive.ru: UGC

Гала была не просто женой и любимой женщиной, но и моделью мира, с помощью которой Сальвадор Дали стремился познать вечное, прекрасное и незыблемое.

Картина пронизана трагедией восприятия мимолетности бытия и поиска того, что вечно и нетленно. Как и в большинстве полотен Сальвадора Дали, изображение подчинено двупланной композиции. На переднем плане — женщина, представленная со спины. Изгибы ее тела прекрасны и нежны. Это воплощение человека, его телесной сущности.

Справа от нее греческий барельеф — символ вечности культуры и одуванчик — символ мимолетности бытия. Стена, на фоне которой они изображены, испещрена трещинами, что подсказывает, что эти образы отображают тленность сущего. Это касается и женщины: ее волосы — продолжение этих трещин.

А вот перспектива — это воплощенная вечность. Когда-то в детстве Сальвадор Дали нашел на берегу моря пустую ракушку и был восхищен ее структурой и совершенной красотой. Сквозь пустую костяную оболочку проглядывало небо — вечное и недосягаемое.

Эту идею художник перенес на образ Галы. Героиня проектируется на второй план, где становится бесплотной, превращается в ажурную беседку, сквозь колонны которой открывается мир. Ее голова — площадка, с которой видна небесная высь.

Полотно находится в музее-театре Сальвадора Дали в Испании.

«Расщепленный атом» (1947)

Фото: art-assorty.ru: UGC

Сальвадор Дали интересовался достижениями науки, потому что стремился познать загадку жизни. Эта картина посвящена самому прекрасному и ужасному изобретению человеческого разума — ядерному расщеплению. Творческим импульсом для написания полотна послужил взрыв в Хиросиме.

Художник восхищен, удивлен и одновременно угнетен этим достижением науки. Центральный образ — гранат, закованный в обработанную гранитную глыбу, на которой написаны греческие письмена. Это символ научного прогресса от античности до нашего времени. Автор как бы говорит людям: «Вы же именно этого хотели». Человечество хотело познать тайну мироздания и поставить себя на службу силы природы. Оно этого достигло и ужаснулось.

В немом изумлении застыли три фигуры — средневекового рыцаря, пажа и молящейся женщины. Они выражают интерес, преклонение и страх перед открытой силой. Сам образ атома угрожающий. Гранат — символ жизни, плоти, которую разделила человеческая мысль, человеческое познание. Недаром возвышается над этой экспозицией бюст Нерона — одного из самых жестоких правителей Рима, на котором завершилась история великой Римской империи.

Сейчас полотно находится в музее-театре в Фигерасе.

Огромное количество картин Сальвадор Дали посвятил своей музе — Гале (Елене Дьяконовой). Не забывал художник и о себе. Стремясь познать самого себя, живописец создал ряд сюрреалистических автопортретов. «Кубистический автопортрет», «Автопортрет с рафаэлевской шеей», «Обнаженный Дали», «Солнце Дали», «Автопортрет с L Humanite», «Сон», «Мягкий автопортрет…» дают пространство для психоаналитического изучения личности Дали.

Большинство картин гения сюрреализма — это исследование всего, что человек стремится спрятать под маской культуры. Дали выворачивает это наизнанку и дает возможность заглянуть в глаза собственным страхам, комплексам и угнетенным состояниям. Такая позиция автора формирует актуальность и интерес к его творениям.

Лейла Темирханова

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Сальвадор Дали картины

Постоянство памяти Сальвадор Дали

Большое собрание картин великого испанского художника Сальвадора Дали. Самые лучшие работы знаменитого сюрреалиста с подробными описаниями.

Сальвадор Дали – величайший живописец. Испанский художник писал картины в стиле сюрреализм. Его картины – безудержный полёт фантазии. Сюрреализм он поставил на новую ступень популярности. Несмотря на фантасмагорический характер самовыражения, его работы понятны каждому, они могут тронуть, растопить или возбудить любое сердце.

Биография Сальвадора Дали

Сальвадор Дали стал увлекаться живописью ещё в молодости. Обучался в Парижской академии, вполне успешно проявлял себя, тогда ещё далёкий от сюрреализма. В те годы его творчество тяготело к авангарду. Молодому Дали были близки такие направления, как символизм, кубизм, фовизм, футуризм. Художник не только сам был влюблён в авангардные учения, но и вместе со своими друзьями – Гарсией Лоркой, Л. Бунюэлем, пропагандировал их среди художников и писателей.

В Париже Сальвадор Дали встречается, а потом жениться на русской девушке Елене Дьяконовой (Гала). Гала становится его музой, моделью всех последующих работ, где присутствует женский образ. Она стала смыслом его существования, немало повлиявшей на биографию творца.

Сальвадор Дали не останавливается исключительно на живописи. Художник разбавляет творчество скульптурой, настолько же гротескной, сюрреалистичной, как и его картины. После сближения с А. Бретоном, выходит их совместный фильм «Андалузский пёс», который насквозь пропитан сюрреализмом, фантасмагорией, полным сумасшествием.

Своими картинами художник вырывает из подсознания затаившиеся образы. Учения Зигмунда Фрейда немало поспособствовали созданию аллегорий. Гений живописи совмещает абсолютно несовместимые вещи, разрушает законы природы и физики.

Сальвадор Дали не оставляет главное направление своего творчества, а даже наоборот, сам превращается в «сюрреализм». Он ведёт себя необыкновенно, экстравагантно, соответственно своим фантазиям. Постоянно меняет сумасшедшие костюмы, различные фасоны усов.

К концу жизни все сбережения художник вложил в театр-музей родного города Фигуэраса, где хранятся его картины. Из-за болезни Паркинсона он больше не мог рисовать. Больной и немощный, знаменитый сюрреалист умер 23 января 1989 в больнице, где последние 4-5 лет лечился после полученных ожогов при пожаре в замке. Есть легенда, что Сальвадор Дали умер без десяти семь (6:50), именно в то время, которое всегда изображал на часах своих картин.

В соответствии с завещанием, великий художник-сюрреалист похоронен в полу театра-музея имени Дали. Художник завещал похоронить его таким образом, чтобы по его могиле смогли ходить люди.

Далее вы можете познакомиться с шедеврами мастера. Представлены 46 работ.

Источник

Related Post

Как делать стены под крышуКак делать стены под крышу

Самостоятельное возведение крыши частного дома Содержание Виды крыш Расчет Пошаговая инструкция по выполнению работ Закрепление мауэрлата Крепление стропил к мауэрлату Крепление стропил к стене Усиление системы Соединение с прогоном Обрешетка

Как правильно называется кровля крышиКак правильно называется кровля крыши

11 видов крыш частных домов и их особенности Что такое вальмовая крыша, и чем она отличается от шатровой? В чем причина популярности двускатной кровли: только простота монтажа или есть еще

Монтаж односкатной крыши бани в Санкт Петербурге под ключМонтаж односкатной крыши бани в Санкт Петербурге под ключ

Монтаж односкатной крыши В последнее время односкатные крыши приобретают все большую популярность. Действительно, у неё предельно простая конструкция — прямые стропила опираются на противоположные стены, что придает оригинальный и стильный

Adblock
detector