Самая протяженная оборонительная стена москвы

Московский Кремль

28 августа 2020, 23:20

Слово «Кремль» также могло происходить от так называемого «кремленого» (прочного) дерева, из которого строили городские стены.
А в 1873 году исследователь А.М. Кубарев предположил, что этот топоним мог прийти из греческого языка, где «кремнос» означает «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Московский Кремль действительно стоит на горе на крутом берегу реки, а слова «кремн» и «кремнос» могли попасть в русскую речь с греческим духовенством, прибывшим в Москву в конце 1320-х годов вместе с митрополитом Феогностом.

Боярин Степан Кучка, точнее, Кучко, владел несколькими большими селами и деревнями на левобережье Москвы-реки, объединенными названием Кучково поле, или Кучков, что уже похоже на название города, а владения боярина возникли на месте поселений еще более древних, это доказано археологическими исследованиями. Да и сам Юрий Долгорукий поначалу называл свой город Кучков. Однако очень скоро у них с Кучкой отчего-то нашла коса на камень, да так, что боярин был казнен, дети его высланы из Москвы, а название Кучков было приказано забыть напрочь и навсегда.

Поселение до 1147 года.

Можно предположить, что в это время укрепления Москвы состояли не только из одних простых земляных насыпей с частоколом наверху. Возможно частокол тогда был заменён тыном, а ров углублён и усажен по краям надолбами, т.е. заострёнными обрубками деревьев, вкопанных стоймя в один, два или несколько рядов так, чтобы нельзя было ни перескочить через них, ни пройти между ними.

Московский Кремль
при Юрии Долгоруком

Московский Кремль при Иване Калите

В XIV веке при Иване Калите построили новые стены Московского Кремля: снаружи деревянные, обмазанные глиной, внутри — каменные. С 1240 года Русь находилась под татаро-монгольским игом, а московские князья умудрялись в центре захваченной страны возводить новые крепости!

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Кремль при Дмитрии Донском (после пожара 1365 года) построили уже из белого камня. Тогда стены имели длину почти 2 километра — на 200 метров короче нынешних.

Московский Кремль при Иване III.

Пожары и землетрясение 1446 года повредили крепость, и при Иване III в конце XV века Московский Кремль перестроили.
Очередное грандиозное строительство Кремля начали псковские мастера. Было начато строительство Успенского собора, но возведённые на двухметровую отметку стены собора неожиданно рухнули. Что стало с мастерами — неизвестно. Именно после этого случая Иван III отдал приказ послам о поисках умелых мастеров в Европе. И таковые были найдены.
Для этого пригласили итальянских архитекторов — специалистов по фортификации — Аристотеля Фиорованти, Антона Фрязина (Антонио Джиларди), Марко Фрязина (Марко Руффо), Петра Фрязина (Пьетро Антонио Солари), Алевиза Фрязина Старого (Алоизио да Каркано). Все эти зодчие, как ни странно, не братья и даже не однофамильцы. Просто на Руси в то время «фрягами» (варягами) или «фрязинами» называли итальянцев.

Судьба строителей-иностранцев сложилась ужасно. Ни Аристотель, ни Солари, несмотря на окружавшие их почет и уважение, не смогли выбраться из России живыми. Именно выбраться. Известно, что Аристотель пытался бежать из Москвы.
Аристотель побывал на Соловках, участвовал в походе на Тверь в чине начальника артиллерии, а затем пропал. И больше никто ничего о нем не знает.
Аристотель и Солари — главные зодчие Московского Кремля. Их вклад в русскую жемчужину уникален и пока никем не был превзойден.
На внутренней стороне Спасской башни высечено имя проектировщика всех башен и стен Кремля — ученика Леонардо да Винчи. Многое из того, чему он научился у итальянского гения, он воплотил в Кремле.

Первой из башен современного Кремля была Тайницкая, заложенная в 1485 году. Впервые в России для крепостного строительства был использован кирпич. Эта башня получила свое название от тайного хода, идущего от башни к Москве-реке. До 1674 года на Тайницкой башне были часы с боем, именно отсюда звонили в колокола в случае пожара. Башня стала центральной для южной стены Кремля, то есть она выходила в сторону Иерусалима и поэтому напротив неё прорубалась иордань на Москве-реке в праздник Богоявления.

Источник



Самая протяженная оборонительная стена москвы

источник: Фальковский Н. И. — Москва в истории техники. — М.: Московский рабочий, 1950, Стр.48-57.

По мере объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления Руси, как многонационального государства растёт политическое и военное значение нашей столицы, увеличивается её население и богатство.

Никакие стены не спасут города, если сильный враг проникнет к нему неожиданно и тайно. Население даже крупного города не в силах без предварительной подготовки долго противостоять осадившим его армиям. Нужно время для подготовки к обороне. Важно встретить противника вдали от основного государственного центра задержать и ослабить вражеские силы, собрать воедино свои силы. Важно сохранить и территорию государства от разорения врагом.

И Москва всё более начинает практически вырабатывать целую государственную систему фортификационной обороны, которая вместе с тем является и системой обороны столицы на дальних и ближних подступах к ней.

Весьма серьезным врагом Московского государства являлась Крымская орда. Южная стена нового каменного Кремля сооружается раньше других. Укреплению русских южных городов придается особое значение. Здесь создаются также целые государственные сторожевые оборонительные линии с засеками из наваленных деревьев (шириной до 30 саженей), земляными или деревянными городами, продольными земляными валами и рвами, волчьими ямами в несколько рядов.

За укреплением городов на Оке (Перемышль, Калуга, Алексин, Таруса, Кашира) и на западной границе следуют другие. При Иване IV начата Тульская засечная линия длиной в 125 верст. Она вместе с Симбирской и Закамской сторожевыми линиями опоясывает Русь с юга и востока.

Рисунок 23. Города и засечные линии в XVII веке (Ф. Ласковский).

В 1636 году закладывается Белогородская «черта» — от Ворсклы до Дона, со многими укрепленными городами, засеками, земляными валами 1 (рис. 23) общей длиной около 300 верст

Рисунок 24. Донской монастырь в начале XVIII века.

На ближайших подступах к Москве в качестве укрепленных стенами, башнями и вооруженных фортов, охраняющих основные дороги в столицу, в XIII—XVI веках были созданы монастыри: Спасо-Андрониевский, Симонов, Новоспасский, Даниловский, Новодевичий, Донской (рис. 24).

Рисунок 25. Покровский монастырь в Москве в начале XVIII века.

Строятся также и другие, как в самом городе, так и на ближних и дальних подступах к нему (Троице-Сергиев, Звенигородский, Покровский) (рис. 25). Пригородные монастыри представляли линию обороны, защищавшую город с юга и юго-востока.

Рисунок 25а. Новодевичий монастырь в начале XVIII века.

Новодевичий монастырь (рис. 25а), прикрытый изгибом реки Москвы, расположен на этом участке один. Он даёт возможность наблюдать за пространством на противоположном берегу реки, где никаких крепостных укреплений нет.

Подступы к Замоскворечью защищают Донской и Даниловский монастыри. Расположены они в самом изгибе москворецкой луки. Симонов монастырь прикрывает Замоскворечье и служит форпостом для юго-восточной линии обороны. Последняя одним флангом упирается в Москву-реку, вторым — в Яузу (нужно учесть, что она была широка и во многих местах запружена) и включает Новоспасский, Покровский и Андрониевский монастыри. Если учесть, что монастыри обычно располагались на господствующих отметках, то в целом всю эту линию обороны можно признать весьма искусно выбранной и умело разрешённой.

Но и внутри города, кроме рассмотренных выше стен и башен, — Скородома, Белого города, Китая, в наиболее важных пунктах имелись дополнительные опорные пункты.

________________________________________________________
1. Ф. Ласковский. Материалы для истории инженерного искусства в России, ч. I, стр. 136—141. СПБ, 1858.
______________________________________________________

Укрепления Белого города дополняли твердыни монастырей Сретенского, Рождественского, Высокопетровского, Страстного (у Тверских ворот), т. е. они защищали основные дороги с севера.

Китай-город прикрывали с востока Ивановский и Златоустинский монастыри. Далее к западу, у Большой Дмитровской улицы, стоял Георгиевский монастырь, у Большой Никитской улицы — Никитский монастырь, у Пречистенских (Чертольских) ворот — Алексеевский монастырь. Наконец, Зачатьевский монастырь примыкал эту линию обороны к Белому городу, усиливая одновременно его наиболее вынесенный на юг угол.

Даже в Китай-городе основные магистрали — Варварская и Никольская улицы — защищались стенами Знаменского; Богоявленского, Николаевского монастырей.

Таким образом, налицо целая система обороны Москвы со включением в неё вынесенных вперёд за стены города опорных пунктов и наличием их внутри города у наиболее важных в военном отношении улиц и ворот.

Конечно, создание монастырей в данных местах определялось не только задачами обороны: существенное значение имели соображения большого привлечения богомольцев и сбора денег.

Но наличие в монастырях толстых стен с бойницами, высоких башен, крепких ворот, не нужных внутри города в мирное время, совершенно ясно свидетельствует об их боевом назначении. Взаимное расположение монастырей говорит о том, что сооружение их производилось по определенному стратегическому замыслу обороны Москвы в целом и Кремля в особенности.

Читайте также:  Где можно заказать обои для стен

Рассмотрим устройство оград некоторых монастырей. Укрепления Троице-Сергиева монастыря стяжали себе бессмертную славу своей героической обороной против польских захватчиков. После лихолетья они были восстановлены и усилены.

В середине XVII столетия стены этого монастыря были толщиной около 10 локтей и имели четыре яруса. В нижнем ярусе, на уровне поверхности земли, стояли пушки. Пушки в большом количестве стояли и на стенах. Амбразуры были в разных ярусах, причем кроме фронтальных в большом количестве существовали амбразуры нижнего боя.

Башен имелось шесть, из них две были с проездными воротами. Перестройка одной из стен еще не была закончена 1 . При локте, равном 18 дюймам, толщина стен превышала 2 сажени.

_________________________________________________________
1. П. Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария, вып. 3, стр. 165. М. 1898.
_________________________________________________________

Рисунок 26. План Троице-Сергиева монастыря (Ф. Ласковский).
Добавим к этому, что монастырь расположен между оврагами (рис. 26). Его стены образуют неправильный многоугольник, близкий к четырехугольнику. Общее протяжение стен—640 саженей, их высота, в среднем около 4 саженям, местами доходила до 7 саженей. Стена имела ниши (каморы) в два яруса, а сверху — зубчатый парапет. Башен стало 8; из них угловые — в плане многоугольные, остальные четырехугольные: Высота их доходила до 8 саженей. (Красная башня, построенная при Алексее Михайловиче, была в 25 саженей высотой). Они служили для орудийного боя. Имелось также трое ворот 1.

Звенигородский Саввин монастырь прикрывал Москву с севера, и стена этого монастыря с запада на восток имела наибольшее протяжение. С каждой стороны укрепления имели по 3 величественные башни, а общее количество всех башен составляло 8. Стены с большим количеством амбразур были вооружены пушками. Между стеной и монастырскими кельями существовал проход для военных целей. Стены полностью сделаны из камня и кирпича, без единого куска дерева 2 .

По описанию середины XVII века, Новодевичий монастырь окружен огромною стеною с 10 башнями и стоит на высоком месте, господствуя над окрестностью. Он имеет двое больших ворот и лежит с западной стороны города, вблизи реки Москвы 3. Внешний вид этого монастыря в начале XVIII века представлен на рисунке 25-а.
_________________________________________________________ 1. Ф. Ласковский. Материалы для истории инженерного искусства в России, ч. I, стр. 135. СПБ, 1858.
2. П. Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария, вып. 4, стр. 130—131. М. 1898.
3. П. Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария, вып. 3, стр. 165. М. 1898.
_________________________________________________________

Не останавливаясь на конструктивных деталях монастырских стен, сравнительно мало отличающихся одна от другой в инженерном отношении, отметим, что подмосковные монастыри сыграли значительную роль как опорные пункты, например во время польской интервенции. В апреле 1611 году русские войска собрались у Симонова монастыря над Москвой-рекой. Поляки неоднократно делали против них вылазки из захваченного ими Кремля, но возвращались с уроном 1.

Сапега в мае того же года, пока заигрывал с русскими, расположил свои войска на возвышенности между Новодевичьим и Симоновым монастырями, имея их на флангах 2.

В Новодевичьем монастыре обосновались 2 польские казацкие роты и 500 немцев. В июне русские овладели монастырем. После оставления его русскими поляки поспешили опять его занять 3.

Рассматривая вопрос об укреплении Москвы, нельзя не упомянуть, что в случае нужды в ней устраивались и полевые укрепления. Так, когда в 1591 г. крымские татары дошли до Москвы и стали в Коломенском, то там был устроен неприступный гуляй-город, снабженный со всех сторон пушками. Татары «устремились на московское укрепление и беспрестанно метали стрелы в таком количестве, что, казалось, небо было усеяно ими». Двукратный приступ в течение двух дней оказался безуспешным.

«В продолжение всей следующей ночи москвитяне беспрестанно стреляли с укрепления и с городских стен из больших орудий так, что, казалось, земля и небо преходят» 4. Татары в панике бежали, хотя их было, по одним данным, до 400 тысяч всадников, а по другим — всё же более 150 тысяч человек 5.

Таким образом умело сочетались долговременные и полевые укрепления. Укреплениями, как и артиллерией Москвы и других городов, ведал Пушкарский приказ. Естественно, что московскому городовому делу уделялось особое внимание. Городские стены и башни часто осматривались. Записывались все неисправности, осуществлялся ремонт, велась очистка, замащивались бревнами проезды в воротах.

В Пушкарском приказе собирались также сведения о неисправностях в укреплениях городов. Он ведал ремонтами и строительством их. При этом составлялись сметы, а в нужных случаях и чертежи. Иногда изготовляли «образец» (модель) укреплений, как это имело, например, место в 1631 году в отношении Земляного города в Ростове.

Для выполнения указанных работ были городовые мастера, горододельцы, а также чертежники. Но последних было мало—в 1639 году только 3 человека, вследствие чего чертежи приходилось иногда делать и не специалистам. В Рязани у митрополита нашёлся человек, сумевший сделать чертёж большого собора, который хотели там построить.

________________________________________________________
1. Дневник ‘Маскевича. «Сказания современников о Димитрии Самозванце», изд. 3, ч. II, стр. 66. СПБ. 1859.
2. Там же, стр. 71.
3. Там же, стр. 73—74.
4. «Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России», изд. Археогрз фической комиссии, стр. 41—42. СПБ. 1874.
5. М. Щербатов. История российская, т. VI, ч. 2, стр. 253, СПБ. 1790.
_________________________________________________________

В Пушкарском приказе находился стол, ведавший устройством и эксплоатацией засечных линий, заповедных лесов, тянувшихся вдоль них. Крайне важно было, чтобы леса эти оставались трудно проходимыми для противника. Поэтому соседнее население штрафовалось за каждое срубленное дерево с гранью по 10 рублей, за дерево без грани — по 5 рублей и за каждую тропинку по 5 рублей. Охрана засек лежала на окрестных крестьянах. Но в случае опасности вражеского нашествия на засеки выезжали московские пушкари и из городов везли пушки и «тяжелый наряд».

В качестве примера состояния засечных линий в более позднее время приводится (рис. 27) Лихвинская засека по плану 1754 г. Сама она помещалась в глубине леса, чтобы скрыть её от противника. Там, где были достаточные водные препятствия, засека прерывалась. В местах с редким лесом устраивались волчьи ямы в несколько рядов с набитыми кольями или земляной вал с острогами, городками. Вдоль засеки прокладывались дороги, обеспечивающие удобное сообщение. На узлах дорог создавались укрепления.

Особенно серьёзное внимание уделялось дорогам, пересекавшим засеку. На рисунке 28 представлена реконструкция оборонительных сооружений на дороге через Козельск — Столпицкую засеку (со стороны Польши ряды надолб).
Просека шириной в 75—100 саженей в самом узком месте к внутренней линии обороны имеет деревянный рубленый город с четырьмя глухими башнями и двумя проездными (на самой дороге).

______________________________________________________
1 С Богоявленский. О Пушкарском приказе. Сборник в честь М. К. Любавского, стр. 378—381. П. 1917.
____________________________________________________

Город с трёх сторон окружён рвом, а с тылу прикрывается речкой Песочной. Просека преграждается восемью линиями обороны. Первые четыре и шестая состоят из одного ряда надолб, пятая и седьмая — из двух рядов, а восьмая (у тыловой стены города) — из трёх рядов надолб. Кроме того, надолбами защищена дорога с обеих сторон укреплений.

На передних линиях обороны дорога преграждается тремя опускными воротами, двумя створчатыми воротами и семью опускными колодами. Затем её седлает городок, за которым опять идут две опускные колоды 1. Конечно, город располагался на господствующем холме, выше упомянутых заграждений.

В целом получалась очень серьёзная система препятствий, усиливавшаяся в глубину на мощной по тем временам линии обороны.

Таким образом, даже немногое приведённое показывает большой государственный размах военно-инженерной мысли у русских людей с давних времен. Сердце родины — Москва была окружена рядом оборонительных линий на границах государства, на дальних и ближних подступах к столице. Московское государство готовило свою территорию к инженерной обороне заблаговременно и по строго определенному плану.

___________________________________________________________
1. Акты Археологической экспедиции, т. III. № 303, 1641. СПБ. 1836. Ф. Ласковский. Материалы для истории инженерного искусства в России, ч. I, стр. 137-138. СПБ. 1858.
__________________________________________________________

Источник

Белый город

Белый город в Москве – это крепостная стена, существовавшая с конца XVI до середины XVIII в., и часть города, заключённая между этой стеной и стеной Китай-города. Происхождение названия «Белый» имеет два объяснения:

  • стена была сложена из подмосковного белого камня и кирпича, покрытого известковой побелкой;
  • стена огораживала «белые земли», т.е. территории, свободные от земских податей.
Читайте также:  В каких случаях и как используется строительный калькулятор

Белый город – третий оборонительный пояс Москвы – построен в 1585-1593 гг. под руководством русского зодчего Федора Коня. Основные работы окончили в 1591 г. и тогда начали сооружать Деревянный город. На отделку Белого города ушло ещё два года. О масштабе работ можно судить по книге Д. Горсея «Записки о Московии XVI в.», где он написал: «За сооружение. каменной стены кругом всей Москвы царь заставил приняться ‘семь тысяч каменщиков'».

Протяжённость стены была больше 9,5 км, высота – около 10 м, ширина – 4,5-6 м. Она стояла на упругом основании из деревянных свай с распорками из белокаменного бута, позволявшими ей противостоять артиллерийскому обстрелу. Стена имела несколько ярусов бойниц, с её внешней стороны проходил наполненный водой ров. Были в стене «трубы», через которые протекала река Неглинная. Об одной из них сохранили память Трубная площадь и Трубная улица.

В июле 1591 г. ещё не завершённый Белый город помог предотвратить нападение на Москву крымских татар. Хан Казы-Гирей ушёл от города, не решившись штурмовать грозные стены. Современники считали Белый город одной из самых сильных крепостей Европы.

К середине XVIII в. крепостная стена потеряла оборонительное значение и сильно обветшала. Камни и кирпичи потихоньку растаскивались местными жителями. Е.П. Янькова (1768-1861) вспоминала о воротах Белого города: «В те времена, когда в Москве было несколько стен городских, понятно, что нужны были и ворота; потом стены обвалились, их сломали, а ворота оставили, и было очень странно видеть, что ни с того ни с сего вдруг смотришь, стоят на улице или на площади ворота; многие стали ветшать, их и велено было снести; это было в 1780-х годах. Теперь осталось на памяти одно только название».

Кстати, кроме многочисленных «ворот» о Белом городе напоминает и Белгородский проезд.

В конце XVIII — начале XIX вв. на месте крепостной стены устроили Бульварное кольцо.

Где проходила стена Белого города

Крепостная стена начиналась у Водовзводной башни Кремля и вдоль Москвы-реки доходила до современного Соймоновского проезда. По проезду она шла до Пречистенских ворот. Описав дугу по нынешнему Бульварному кольцу, стена выходила к Яузским воротам. Пройдя по современному Устьинскому проезду до Москвы-реки, поворачивала вправо и вдоль реки шла до Китайгородской стены, угол нынешнего Китайского проезда. Таким образом, подкова стены Белого города, начавшись у Кремля, заканчивалась у Китай-города.

Башни Белого города

Белый город насчитывал 27 башен высотой от 13 до 27 м. Из них 17 башен было глухих и 10 проездных. Из проездных башен самой низкой была башня Покровских ворот 14 м, а самой высокой – башня Яузских ворот 19,4 м. Башни имели несколько боевых ярусов и деревянные шатровые покрытия.

Часть башен Белого города имела названия: Трёхсвятские (Всесвятские) ворота, Алексеевская (Семиверхая) башня, Чертольские (Пречистенские) ворота, глухая башня «против Сивцева вражка», Смоленские (Арбатские) ворота, Никитские ворота, Тверские ворота, Дмитровская глухая башня, Петровские ворота, глухая башня, «что на Трубе», Сретенские ворота, Фроловские (Мясницкие) ворота, Покровские ворота, Яузские ворота, глухая, круглая башня, «что на Васильевском лужку». Одной из самых примечательных была глухая угловая Семиверхая башня с семью шатрами. Она стояла на месте храма Христа Спасителя и защищала Крымский брод от татарской конницы. Именно этот колосс «о шести гранях», высота которого превышала 27 м, отвратил в 1591 г. Казы-Гирея от штурма города.

Около половины воротных башен имело коленчатые проезды. Один из них изображён на плане Арбатских ворот середины XVIII в.: внутренняя арка проезда расположена на тыльной стороне башни, обращённой к городу, а наружная – на боковой, с внешней стороны. Это давало возможность держать въездную арку под обстрелом как с примыкающей к башне стены, так и с соседней башни. Чтобы получить достаточное место для арки на боковой стороне башни, стену сдвинули внутрь. Другие ворота имели по два проезда. Среди них Тверские ворота и Трёхсвятские. Ворота Белого города «затворялись в. длинном проходе четырьмя дверями и непременно имели решётчатую железную дверь, которую спускали сверху башни и поднимали посредством ворота».

Если глухие башни исчезли с карты города бесследно, то проездные – «застряли» в названиях многочисленных площадей Бульварного кольца. Принято писать, что «после разбора башни освободилось место, которое и назвали площадью таких-то ворот». На самом деле, ничего не освобождалось. На картах видно, что эти площади фактически являются перекрёстками без домов. Проездные башни стояли ещё двадцать лет после разборки стен Белого города, удивляя прохожих. Сейчас удивляются немногие обнаружившие площадь на карте. Обнаружить её в городе невозможно.

Белый город XVII в. в реставрации А.М. Васнецова

Будучи в 1918-1928 гг. председателем Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе, Аполлинарий Васнецов занимался раскопками ворот и башен Белого города. Так что серия акварелей-реставраций Белого города XVII в. – сочетание фантазии художника с глубоким знанием истории, археологии, архитектуры и быта того времени.

Источник

Кто окольцевал Москву

Москву можно назвать настоящим городом колец – сегодня в столице пять кольцевых улиц и одна кольцевая линия в метро. Но архитекторы не собираются останавливаться и на этом – уже начато сооружение второго кольца подземки. А еще раньше были планы по строительству четвертого транспортного автомобильного кольца. МОСЛЕНТА вспомнила, кто и когда впервые окольцевал столицу, были ли сады на Садовом кольце, и зачем архитекторы хотели замкнуть бульвары.

Кольцо вокруг Кремля

Самое первое московское кольцо появилось одновременно со строительством первого крепостного укрепления на месте современного Кремля. Археологи утверждают, что произошло это в XI веке. В то время крепость была деревянной, поэтому часто страдала от набегов противника и пожаров. Кремль защищало укрепление в виде кольца, которое состояло из вала, рва с водой глубиной до девяти метров и частокола.

В то время рядом с Боровицким холмом на берегу Москвы-реки соединялись две торговые дороги – одна шла в Новгород, а вторая из Киева уходила на северо-восток. Рядом находилась и важная водная торговая артерия – Москва-река. Благодаря такому удачному расположению Москва приобрела большое значение для торговли между востоком и западом.

Поселения росли, их часто перестраивали. Вместе с ними перестраивались и оборонительные сооружения. Летописи гласят, что первое единое и достаточно крупное укрепление возникло здесь в 1156 году. Стены крепости имели протяженность около 850 метров, были окружены рвом и семиметровым земляным валом, который был укреплен дубовыми брусьями.

В 1238 году Кремль был разрушен во время нашествия монголов, затем вновь отстроен из дерева. Однако в середине XIV века великий князь Дмитрий Донской посчитал, что деревянное укрепление ненадежно и распорядился заменить деревянные стены постройками из белого камня. Именно с того момента столицу стали называть «белокаменной».

Каменные стены дважды выстояли против осады войск князя Ольгерда, который несколько раз покушался на московские земли. Однако постепенно укрепления Кремля приходили в негодность. Летописи XV века упоминают о том, что стены начали разрушаться и «поплыли».

Поэтому при Иване III во второй половине XV века началась полная реконструкция крепости. Перестраивали и соборы внутри Кремля, и крепостные стены.

Для выполнения работ в Москву пригласили архитекторов из Италии. На месте белокаменных стен начали выстраивать новые защитные сооружения из красного обожженного кирпича.

В 1508 году вокруг стен обновленного Кремля выкопали глубокий ров, вода в который попадала из реки Неглинной. Тогда крепость приобрела современный вид.

Китай-город и его стена

Москва росла и уже выходила далеко за пределы кремлевских стен. Вокруг крепости образовался так называемый посад – место рядом с крепостными стенами, где селились торговцы и ремесленники. В случае опасности они покидали свои жилища и прятались в Кремле.

Дороги молодого города стали получать названия. Изначально все они были безымянными. Первая улица протянулась вдоль Москвы-реки от Кремля в Зарядье. Она получила название Великой или Большой. Чуть позже появилась улица, которая вела от Кремля в сторону Ростова, Суздаля и Владимира – ее стали называть Никольской.

Ильинку назвали в честь церкви Ильи-пророка, а Варварку – в честь церкви Святой Варвары Великомученицы. Здесь располагались многочисленные торговые лавки, конторы банкиров и купцов, а также знаменитый Гостиный двор, где останавливались прибывающие в Москву путешественники и послы.

Читайте также:  После штукатурки стен что делать дальше под плитку

Однако угроза набегов крымских татар привела к тому, что в 1534 году во времена правления Елены Глинской (матери Ивана Грозного) вокруг московского посада стали сооружать еще одну крепостную стену. Она примыкала к Московскому Кремлю, включала в себя 12 башен и имела общую длину более двух с половиной километров.

Стена Китай-города была ниже и толще кремлевской, на ней были сделаны специальные площадки для отражения пушечного огня противника. Китайгородская стена стала вторым настоящим кольцом Москвы.

Впрочем, к Китаю местность и крепостная стена никакого отношения не имели. Есть несколько версий возникновения названия. По одной из них, оно произошло от слова «кита», означающего «вязку жердей», которые использовались при строительстве укреплений. По другой, источником названия стало итальянское слово «citadelle», которое переводится как «укрепление». Также есть версии происхождения Китай-города от тюркского слова «катай» – крепость или английского «city» – город.

Белый город

В столицу продолжали стягиваться купцы и ремесленники, город увеличивался, внутри крепостных стен снова не хватало места, поэтому дома стали появляться и вокруг укреплений. Новую местность стали называть Белым городом, потому что жили здесь в основном дворяне и бояре. Их земля была освобождена от налогов и считалась «белой», в отличие от «черных» земель, на которых жили купцы, крестьяне и ремесленники, исправно уплачивавшие все сборы.

В 1593 году Белый город окружила еще одна крепостная стена, ставшая третьим кольцом Москвы. В стене было 27 башен и 11 ворот. После ее появления многие дома Белого города стали перестраивать в камне, а улицы выложили булыжником. Внутри крепости были расположены Охотный ряд, Пушечный и Колымажный дворы, множество монастырей, а также сады, о чем свидетельствует название Старосадского переулка.

С внешней стороны стену окружал ров, вода в него также поступала из реки Неглинной. А под стеной река проходила в трубе – отсюда пошло название Трубной площади и Трубной улицы.

В конце XVIII века стена Белого города потеряла фортификационное значение и ее разобрали. На месте снесенных укреплений стали высаживать деревья, а вскоре здесь создали широкие улицы, которые впоследствии стали Бульварным кольцом.

Земляной вал и Деревянный город

В конце XVI века границы Москвы снова вышли за пределы крепостных стен, и в 1593 году в ее состав вошла территория, находившаяся за Белым городом. Раньше здесь располагались деревни, земли монастырей, дома ремесленников и купцов. Из-за преобладающей деревянной застройки территорию стали называть Деревянным городом. В народе же местность прозвали Скородомом, потому что возводимые здесь дома строились очень быстро.

Для защиты новой городской территории в тот же период были построены деревянные укрепления, общая длина которых достигала 15 километров. Однако постройка была уничтожена пожаром, поэтому в 1630-е годы москвичи возвели на этом месте земляной вал, окруженный рвом.

В границах Земляного вала, который стал четвертым кольцом Москвы, жили крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы. В Замоскворечье же обитали стрельцы, поэтому его стали называть Стрелецкой слободой.

Однако после переезда столицы в Санкт-Петербург, окраинные территории Деревянного города начали ветшать. На Земляном валу появились кабаки и ночлежки. К концу XVIII века вал осел, а ров обмелел, в некоторых местах земляные укрепления срыли, в результате образовались широкие свободные площади.

В 1812 году при пожаре многие строения по обе стороны вала сгорели, поэтому территория нуждалась в реконструкции. Остатки Земляного вала решили снести, а на его месте проложить кольцевую мощенную камнем дорогу.

Владельцев участков, которые стояли вплотную к новой улице, обязали разбить на своих землях палисадники. Так практически на всем кольце появились сады, а само оно стало называться Садовым.

В конце XIX на Садовом кольце появилась линия конного трамвая, а в 1912 году его сменили электрические вагоны. Кольцевой маршрут получил наименование «Б».

В таком виде улицы существовали до 1930-х годов. После этого в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, улицу расширили, а зеленые палисадники закатали в асфальт.

Камер-Коллежский вал

Еще одним кольцевым сооружением столицы стал построенный в 1742 году Камер-Коллежский вал, который обозначил таможенную границу Москвы. Предшественником таможенного вала стала построенная купцами в 1731 году деревянная стена, которая являлась преградой для ввоза в Москву контрабандной водки. Однако заградительное сооружение предприимчивые москвичи быстро разобрали на дрова.

Новая границы была учреждена Камер-Коллегией, выполнявшей в городе функции налогового органа, для контроля за ввозимыми в Москву товарами. Вал представлял собой высокую земляную насыпь, с внешней стороны окруженную рвом. На нем соорудили 18 застав, где купцы уплачивали пошлины на свой товар. Все заставы были соединены кольцевой дорогой, по которой регулярно проезжал патруль.

В середине XVIII века таможни внутри империи были устранены, на валу остались только посты полиции, а само укрепление вскоре стало уже полицейской границей города.

Во время эпидемии чумы 1771 года кольцо также обозначило и территории, отведенные для погребения. Все городские кладбища вынесли за пределы вала, а проводить захоронения в Москве строго запретили, чтобы болезнь не распространялась.

Камер-Коллежский вал уничтожили в XIX столетии. Сейчас в городе практически не осталось следов этого укрепления – по его периметру, в отличие от Земляного вала и стены Белого города, не были проложены транспортные артерии.

Железнодорожное кольцо

К концу XIX века растущая Москва столкнулась с серьезными транспортными проблемами: работавшие в городе извозчики и конка не справлялись с потоком пассажиров и грузов.

Вскоре московские власти поняли, что спасти город может только строительство кольцевой железной дороги. Сооружение транспортного комплекса поручили инженеру Петру Рашевскому.

Изначально планировали построить четырехпутную железную дорогу: два пути для пассажирских перевозок, а другие два – для грузовых. Однако такие работы оказались слишком дорогими, поэтому в итоге были построены только два пути.

Движение поездов по Окружной железной дороге открылось в 1908 году. Изначально она перевозила не только грузы, но и пассажиров. Грузовые остановки располагались с внешней стороны кольца, а пассажирские – с внутренней. Все станции считаются уникальными образцами московского модерна.

Линия получилась не идеально круглой – на севере она отстоит от Кремля на 12 километров, а на юге, наоборот, приближается к нему на расстояние пяти километров. Для прокладки железной дороги построили четыре больших моста через Москву-реку.

В 1930-х годах МКЖД перестала выполнять функцию транспортной линии для пассажиров. Долгое время здесь перевозили только грузы, но в настоящее время идет подготовка к запуску пассажирского сообщения, которое должно начаться уже в этом году.

Кольцевые линии метро

Следующее московское кольцо оказалось зарытым глубоко под землю. Кольцевая линия столичной подземки появилась на планах развития метрополитена еще до его открытия – в 1931 году. Однако строить ее начали гораздо позже.

Первый участок кольца от «Парка Культуры» до «Курской» сдали в 1950 году. Линия проходила точно под Садовым кольцом и соединяла между собой два московских вокзала. Впоследствии строители метро решили отодвинуть подземное кольцо от наземного, поэтому западный и северный участки линии удалены от Садового примерно на полтора километра.

Кольцевая линия замкнулась в 1954 году. Все ее станции признаны образцами сталинского ампира, каждая из них отражают определенную тему. Например, «Проспект мира» рассказывает об успехах советского сельского хозяйства, «Комсомольская» посвящена эпизодам воинской славы из истории России, а «Парк Культуры» символизирует отдых советских граждан.

Вскоре архитекторы и градостроители заговорили о том, что московскую подземку непременно ждет транспортный коллапс, поэтому необходимо решать проблему перегруженного центра города и плохого обеспечения транспортом окраин.

Одним из вариантов разрешения вопроса стал проект строительства второго подземного кольца. Первые планы по строительству полукольцевой линии и юге и юго-востоке Москвы возникли еще в 1947 году. По плану она должна была пройти на расстоянии двух-трех станций от строившегося тогда первого кольца и в перспективе замкнуться в кольцо.

Однако к реализации проекта долго не приступали, более конкретные планы строительства Большого кольца появились только в Генеральном плане 1971 года. В то время даже начали сооружать заделы новой линии, а на станциях подготовили места для строительства переходов. Но дальше этого дело не пошло – второе метрокольцо так и не выкопали.

Но потребность в его сооружении осталась, поэтому строители решили вернуться к кольцевому плану развития столичной подземки уже в новом веке. В 2011 году началась прокладка тоннелей Третьего пересадочного контура, первый участок которого планируют сдать в 2016 году.

Источник

Related Post

Чем измерить наклон стеныЧем измерить наклон стены

Как проверяют ровность стены лазерным нивелиром Линейный лазерный нивелир проецирует на стену лазерную линию. Между стеной и лазерным нивелиром при этом появляется лазерная плоскость (горизонтальная или вертикальная в зависимости от

Организация рабочего места каменщика рабочие зоны звенья каменщиков укладка углов глухих стен и стен с проемамиОрганизация рабочего места каменщика рабочие зоны звенья каменщиков укладка углов глухих стен и стен с проемами

Организация рабочего места Участок кладки с установленными рядом поддонами с кирпичом, ящиками с раствором, подмостями образуют рабочее место каменщика. Правильная организация рабочего места обеспечивает высокую производительность труда.Рабочее место каменщика (рис.

Чем утеплить стены внутри курятникаЧем утеплить стены внутри курятника

Как дешево утеплить стены, пол и потолок курятника на зиму: разные способы обогрева, фото и видео? Яйценоскость несушек резко идет на спад в зимний период времени. Это связано с понижением

Adblock
detector